Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Тюменской областной Думы от 13.03.2014 N 1804 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов Тюменской области"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. № 1804

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ
ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов Тюменской области", представленную в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М.Сарычевым (письмо от 22.01.2014 № 31/21830Д/13-326), решение комитета областной Думы по экономической политике и природопользованию, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области о реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов Тюменской области" принять к сведению (прилагается).
2. Рекомендовать Правительству Тюменской области продолжить работу по реализации долгосрочной целевой программы "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов Тюменской области", уделив особое внимание следующим вопросам:
- осуществление мероприятий, направленных на выявление и ликвидацию бесхозяйных аварийных скважин;
- проведение мероприятий, направленных на воспроизводство и расширение сырьевой базы подземных вод в районах, недостаточно обеспеченных ресурсами и запасами пресных подземных вод;
- осуществление мер государственной поддержки в форме субсидии на оценку (переоценку) и государственную экспертизу запасов пресных подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения;
- осуществление мероприятий по защите питьевых подземных горизонтов от истощения, в том числе в связи с влиянием, оказываемым аварийными скважинами глубокого бурения;
- осуществление мер, направленных на повышение обеспеченности промышленности Тюменской области местным минеральным сырьем;
- контроль за проявлениями опасных экзогенных геологических процессов в условиях ежегодного возрастания техногенной нагрузки;
- осуществление мер, направленных на стимулирование роста инвестиций в геологоразведочные работы в Тюменской области;
- осуществление мероприятий, направленных на поиск песков строительных с модулем крупности более 2.0, в настоящее время поставляемых в Тюменскую область из субъектов Уральского федерального округа.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 13.03.2014 № 1804

ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО
И ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСОВ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ"

(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М.Сарычевым 22.01.2014)

В 2013 году в целях обеспечения развития, рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр Тюменской области в рамках долгосрочной целевой программы "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов Тюменской области" (далее - Программа) осуществлялись мероприятия, направленные на решение следующих задач:
1) оценка состояния минерально-сырьевой базы Тюменской области и ее развития;
2) обеспечение охраны и рационального использования недр Тюменской области.
Законом Тюменской области от 06.11.2012 № 84 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на реализацию областной целевой программы "Основные направления развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов" в 2013 году были предусмотрены ассигнования в сумме 89 219 тыс. рублей, финансирование за 2013 год составило 80 134,9 тыс. рублей, или 89,8%.
В рамках задачи "Оценка состояния минерально-сырьевой базы Тюменской области и ее развития" осуществлялись следующие мероприятия.
1. Анализ развития и освоения минерально-сырьевой базы Тюменской области.
Для выполнения данного мероприятия заключен контракт от 23.03.2011 № 48 ОК/11, исполнитель работ по контракту - ФГУП "ЗапСибНИИГГ".
Отчеты недропользователей о выполнении условий пользования недрами, установленные проектами на проведение геологоразведочных работ и разработки месторождений, а также лицензионными соглашениями, представляются нефтяными компаниями после 20 февраля года, следующего за отчетным. В связи с этим в 2013 году анализ минерально-сырьевой базы области подготовлен по состоянию на 01.01.2013, итоги недропользования (в части углеводородного сырья) в Тюменской области подведены за 2012 год.
По состоянию на 01.01.2013 распределенный фонд недр (далее - РФН) Тюменской области включает 31 лицензионный участок, которые принадлежат 15 недропользователям. Общая площадь РФН - 41 тыс. км2, что составляет 26,0% от общей площади Тюменской области. В 2012 году по отношению к 2011 году распределенный фонд уменьшился на 5,884 тыс. км2.
В 2012 году было запланировано проведение аукциона на получение права пользования недрами Михайловского и Новокатысского участков. Аукцион признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе.
По состоянию на 01.01.2013 выданы четыре лицензии на проведение геологоразведочных работ и добычу нефти и газа. Площадь лицензионных участков составляет 4 516 км, или 11,0% от РФН. На геологическое изучение с последующей добычей нефти и газа выдано 19 лицензий. Общая площадь лицензионных участков составляет 29 182 км2, или 71,2% от РФН. На поиск и оценку месторождений углеводородного сырья выдано 8 лицензий, общая площадь лицензионных участков составляет 7 284 км2, или 17,8% от РФН.
В 2012 году недропользователями выполнены следующие геологоразведочные работы:
- проходка поисково-разведочного бурения - 69,125 тыс. м (86,0% от запланированного в 2012 году);
- сейсморазведочные работы 2Д - 1 032 пог. км (21,0% от запланированного в 2012 году);
- сейсморазведочные работы 3Д - 1 050,5 км2 (101,0% от запланированного в 2012 году).
Наибольшие объемы сейсморазведочных работ, как и глубокого бурения, были проведены на распределенном фонде недр в период 2006 - 2007 годов.
Крупнейшими вертикально-интегрированными нефтегазовыми компаниями, работающими в Тюменской области, являются ОАО "НК-Роснефть", ОАО "Сургутнефтегаз", ОАО "Газпром".
Нефтегазовый комплекс Тюменской области является базовым в экономике региона. В последние годы отмечено динамичное наращивание объемов добычи нефти (с 1,3 млн. тонн в 2008 году до 6,7 млн. тонн в 2012 году). По состоянию на 01.01.2013 накопленный объем добычи нефти составил 33,7 млн. тонн.
В целом, в Тюменской области государственным балансом полезных ископаемых на 01.01.2013 учтено 37 месторождений углеводородов (36 нефтяных и 1 нефтегазоконденсатное) с геологическими запасами нефти категории А + В + С1 - 519,893 млн. тонн, категории С2 - 1 061,16 млн. тонн, извлекаемыми запасами нефти категории А + В + С1 - 134,2 млн. тонн, категории С2 - 244,26 млн. тонн.
В 2012 году по отношению к 2011 году извлекаемые запасы нефти категории А + В + С1 увеличились на 14,5 млн. тонн, категории С2 уменьшились на 1,5 млн. тонн. Изменения произошли за счет добычи (добыто 7,57 млн. тонн), за счет геологоразведочных работ категории С1 (прирост 22 млн. тонн), в результате переоценки категории С1 (списано 0,0052 млн. тонн).
В 2012 году добыча нефти осуществлялась на 9 месторождениях. За 2012 год добыто 7571 тыс. тонн нефти, что на 1,0% выше проектного уровня - 7 463 тыс. тонн.
По состоянию на 01.01.2013 запасы растворенного газа категории С1 составляли 5,391 млрд. м3, категории С2 - 17,713 млрд. м3. В 2012 году по отношению к 2011 году запасы растворенного газа категории С1 увеличились на 0,799 млрд. м3, категории С2 - на 0,003 млрд. м3. Изменения произошли за счет добычи (добыто 0,071 млрд. м3), потерь при добыче (-0,137 млрд. м3), за счет геологоразведочных работ (прирост +0,793 млрд. м3), в результате переоценки (+0,006 млрд. м3).
Запасы свободного газа учтены на Южно-Венихъяртском месторождении и составляют 4,373 млрд. м3 категории А + В + С1, 8,926 млрд. м3 категории С2. Добыча свободного газа в 2012 году не велась, прироста в результате геологоразведочных работ и по переоценке нет.
Запасы конденсата учтены на Южно-Венихъяртском месторождении и составляют 0,069 млн. тонн категории С1, 0,183 млн. тонн категории С2. Добыча конденсата в 2012 году не велась, прироста в результате геологоразведочных работ и по переоценке нет.
2. Гидрогеологические исследования на полигонах государственного мониторинга подземных вод (далее - ГМПВ) Тюменской области.
Для выполнения работ заключен контракт от 01.04.2011 № 51 ОК/11, исполнитель - ГУП ТО ТЦ "Тюменьгеомониторинг".
Результаты гидрогеологических исследований на полигонах ГМПВ используются при прогнозе подтопления территорий и контроле за динамикой проявлений опасных геологических процессов.
В рамках мероприятия в 2013 году:
1) продолжены долгосрочные систематические наблюдения за уровнем подземных вод на 96 наблюдательных пунктах (скважинах) территориальной наблюдательной сети, расположенной на территориях четырех полигонов (проведено 5 760 замеров);
2) проведена комплексная оценка гидрохимического состояния подземных вод и других компонентов окружающей среды путем отбора и анализа 63 проб подземных вод, 6 проб поверхностных вод, 12 образцов снежного покрова и 44 образцов почвогрунтов, 10 объединенных проб;
3) проводилось инспектирование наблюдательной сети (91 скважина);
4) проведено дешифрирование материалов дистанционного зондирования земли (далее - ДЗЗ) по территории Тура-Тавдинского полигона ГМПВ с целью выявления экзогенных геологических процессов (далее - ЭГП) (в процессе дешифрирования выделены антропогенные экогеосистемы (сенокосы, поля, селитебные, промышленные, дорожные сооружения), а также видимые проявления экзогенных процессов, в основном овражной и береговой эрозии. На основе полученных сведений построена карта фактического материала, на которой намечена более рациональная сеть полевых маршрутов для визуального обследования выявленных ЭГП, в процессе которых будут оценены масштабы и активность проявлений опасных геологических процессов, их негативное влияние на инженерно-хозяйственные объекты);
5) составлены карты фактического материала геолого-экологического дешифрирования в границах Тура-Тавдинского полигона ГМПВ (по результатам предварительного дешифрирования);
6) составлены карты распространения и условий развития ЭГП на территории Ишимского полигона ГМПВ (Казанский район) по результатам инженерно-геологического обследования и дешифрирования материалов ДЗЗ, выполненных в 2012 году;
7) составлен паспорт объекта-загрязнителя и присвоен класс опасности;
8) продолжено ведение электронных дежурных карт состояния подземных вод и техногенной нагрузки по четырем полигонам ГМПВ масштаба 1:100 000;
9) составлена программа мониторинговых наблюдений за состоянием компонентов окружающей среды в зоне влияния техногенного объекта ЗАО "Племзавод - Юбилейный";
10) продолжен сбор, систематизация данных ведения государственного мониторинга пресных подземных вод на объектах недропользования и данных смежных систем единой территориальной системы экологического мониторинга.
Среднегодовые значения уровней подземных вод в 2013 году в некоторых территориях Тюменской области были выше значений 2012 года в среднем на 0,02 - 0,19 м, в некоторых территориях Тюменской области оставались на уровне 2012 года. В области наблюдается продолжение одиннадцатилетнего цикла многолетнего спада уровней подземных вод, начавшегося в 2003 году. Ориентировочно с 2014 года ожидается начало многолетнего цикла подъема уровня подземных вод.
С применением методов математической статистики выполнена оценка химического состояния компонентов окружающей среды.
Наблюдательная сеть в зоне влияния техногенного объекта ЗАО "Племзавод - Юбилейный" была организована в 2012 году и представлена 5 скважинами на четвертичный водоносный горизонт глубиной 12,5 - 19,5 м. Основной целевой направленностью гидрогеологических наблюдений является изучение влияния животноводческого техногенеза на состояние грунтовых вод в условиях орошения полей сточными водами.
Чрезвычайных ситуаций, связанных с загрязнением основного питьевого горизонта подземных вод и подтоплением территорий грунтовыми водами, в Тюменской области в 2013 году не выявлено.
3. Государственная поддержка на выполнение работ по оценке (переоценке) и государственной экспертизе запасов пресных подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения.
Государственная поддержка оказывается в соответствии с постановлением Правительства Тюменской области от 20.06.2011 № 195-п "О порядке предоставления государственной поддержки в форме субсидии водоснабжающим организациям и индивидуальным предпринимателям".
В 2013 году в уполномоченный орган исполнительной власти Тюменской области поступило 21 заявление на получение государственной поддержки в форме субсидии на оценку (переоценку) и государственную экспертизу запасов пресных подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения. По результатам рассмотрения заявлений был заключен 21 договор о предоставлении субсидии на общую сумму 34 205,083 тыс. рублей (в 2013 году на основании предъявленных документов оплачено 30 863,791 тыс. рублей, 3 341,292 тыс. рублей запланированы к выплате в 2014 году).
Всего за период 2011 - 2013 годов было заключено 85 договоров о предоставлении субсидий с общим объемом государственной поддержки 116 123,49 тыс. руб. По состоянию на 01.01.2014 по 49 договорам завершены работы.
За период реализации постановления Правительства Тюменской области от 20.06.2011 № 195-п "О порядке предоставления государственной поддержки в форме субсидии водоснабжающим организациям и индивидуальным предпринимателям", по состоянию на 01.01.2014, сумма возмещения расходов, произведенных водоснабжающими организациями, составила 111 867,6 тыс. рублей, что соответствует объемам возмещения, за которым обратились получатели субсидии.
4. Ревизионная оценка месторождений общераспространенных полезных ископаемых Тюменской области.
Для выполнения работ заключен контракт от 29.04.2013 № 63 ОК/13, исполнитель работ по контракту - ООО "Геотэкс".
Согласно техническому заданию и календарному плану проведены следующие работы:
1) обследовано и подтверждено наличие 235 месторождений и 11 проявлений по Тюменской области;
2) пробурено 180 скважин глубиной от 3,5 м до 16,3 м суммарным объемом 1 210 м на 27 месторождениях песка и глины;
3) отобрано 27 объединенных проб для лабораторных исследований, в том числе 9 проб глин и 18 проб песка;
4) в аккредитованной лаборатории ООО "Тюменская Центральная лаборатория" проведены физико-механические исследования глин и песка;
5) в испытательной лаборатории ЗАО "Региональный аналитический центр" проведено определение эффективной активности естественных радионуклидов;
6) ОАО "Земельные ресурсы Тюменской области" проведены топографо-геодезические работы.
По результатам камеральных работ составлены:
1) геологический отчет по ревизионной оценке месторождений общераспространенных полезных ископаемых Тюменской области;
2) отчеты по подсчету запасов песка и глины по 24 месторождениям;
3) 22 карты месторождений песка и глины в Тюменской области масштаба 1:200 000;
4) 246 схем расположения месторождений общераспространенных полезных ископаемых Тюменской области масштаба 1:25 000;
5) 27 информационных пакетов для подготовки инвестиционных предложений;
6) каталоги по обследованным месторождениям общераспространенных полезных ископаемых Тюменской области.
По результатам ревизионной оценки установлено:
- в Абатском муниципальном районе увеличение запасов песка в объеме 2 294 тыс. м3;
- в Армизонском муниципальном районе уменьшение запасов глины в объеме 560 тыс. м3;
- в Бердюжском муниципальном районе уменьшение запасов глины в объеме 398 тыс. м3;
- в Вагайском муниципальном районе уменьшение запасов глины в объеме 653,1 тыс. м3;
- в Викуловском муниципальном районе уменьшение запасов глины в объеме 42,8 тыс. м3;
- в Голышмановском муниципальном районе увеличение запасов глины в объеме 446,2 тыс. м3;
- в Заводоуковском городском округе увеличение запасов глины в объеме 766,7 тыс. м3 и песка в объеме 848,8 тыс. м3;
- в Исетском муниципальном районе увеличение запасов песка в объеме 3 282,2 тыс. м3 и глины в объеме 1 720 тыс. м3;
- в Ишимском муниципальном районе увеличение запасов глины в объеме 492,7 тыс. м3;
- в Нижнетавдинском муниципальном районе увеличение запасов песка в объеме 661,4 тыс. м3, уменьшение запасов глины в объеме 1 131,9 тыс. м3;
- в Омутинском муниципальном районе увеличение запасов глины в объеме 2 059,2 тыс. м3;
- в Сладковском муниципальном районе уменьшение запасов глины в объеме 177 тыс. м3;
- в Сорокинском муниципальном районе увеличение запасов глины в объеме 565,5 тыс. м3;
- в Тобольском муниципальном районе увеличение запасов песка в объеме 8 742,3 тыс. м3, уменьшение запасов глины в объеме 4 124 тыс. м3;
- в Тюменском муниципальном районе уменьшение запасов глины в объеме 834,2 тыс. м3, увеличение запасов песка в объеме 7 567,6 тыс. м3;
- в Уватском муниципальном районе увеличение запасов глины в объеме 700,9 тыс. м3;
- в Казанском муниципальном районе увеличение запасов песка в объеме 1 981,3 тыс. м3, увеличение запасов глины в объеме 2 346,1 тыс. м3;
- в Юргинском муниципальном районе уменьшение запасов песка в объеме 1 716 тыс. м3;
- в Ялуторовском муниципальном районе уменьшение запасов глины в объеме 6 013,8 тыс. м3;
- в Ярковском муниципальном районе уменьшение запасов глины в объеме 480,8 тыс. м3.
5. Разработка проектной документации по объекту "Проведение поисково-оценочных работ и оценка запасов подземных вод с целью водоснабжения с. Бердюжье, с. Окунево, с. Воробьево и д. Старорямова Бердюжского района Тюменской области".
Для выполнения работ заключен контракт от 15.07.2013 № 64 ЭА/11, исполнитель работ ГУП ТО ТЦ "Тюменьгеомониторинг". Контракт исполнен полностью.
В 2014 году объявлен конкурс для выполнения работ по объекту "Проведение поисково-оценочных работ и оценка запасов подземных вод с целью водоснабжения с. Бердюжье, с. Окунево, с. Воробьево и д. Старорямова Бердюжского района Тюменской области".
6. Разработка проектной документации по объекту "Переоценка запасов пресных подземных вод с целью водоснабжения с. Уват (правобережье) и с. Ивановка Уватского района Тюменской области".
Для выполнения работ заключен контракт от 15.07.2013 № 65 ЭА/11, исполнитель работ по контракту - ГУП ТО ТЦ "Тюменьгеомониторинг". Контракт исполнен полностью.
7. Разработка проектной документации по объекту "Проведение поисково-разведочных работ и оценка запасов подземных питьевых вод с целью водоснабжения с. Агарак, с. Бушуево, с. Лабино, с. Лесное, с. Новый Тап, с. Шипаково Юргинского района Тюменской области".
Для выполнения работ заключен контракт от 15.07.2013 № 66 ЭА/11, исполнитель работ по контракту - ГУП ТО ТЦ "Тюменьгеомониторинг". Контракт исполнен полностью.
В 2014 году объявлен конкурс для выполнения работ по объекту "Проведение поисково-разведочных работ и оценка запасов подземных питьевых вод с целью водоснабжения с. Агарак, с. Бушуево, с. Лабино, с. Лесное, с. Новый Тап, с. Шипаково Юргинского района Тюменской области".
8. Разработка проектной документации по объекту "Проведение геологоразведочных работ и подсчет запасов пресных подземных вод для водоснабжения г. Тюмени Тюменской области".
Для выполнения работ заключен контракт от 15.07.2013 № 67 ЭА/11, исполнитель работ - ГУП ТО ТЦ "Тюменьгеомониторинг". Контракт исполнен полностью.
В 2014 году объявлен конкурс на выполнение работ по объекту "Проведение геологоразведочных работ и подсчет запасов пресных подземных вод для водоснабжения г. Тюмени Тюменской области".
9. "Переоценка запасов пресных подземных вод Уватского месторождения с целью водоснабжения с. Уват (правобережье) Уватского района Тюменской области".
Для выполнения работ заключен контракт от 04.12.2013 № 71 ОК/13, исполнитель работ по контракту - ГУП ТО ТЦ "Тюменьгеомониторинг".
На месторождении разбурен централизованный водозабор, включающий 5 эксплуатационных скважин.
В рамках гидрохимического опробования было отобрано 8 контрольных проб воды на полный химический анализ и определение газового состава. Одна проба отобрана после станции водоочистки. Пробы из скважин отбирались при обследовании водозабора и на завершающем этапе опытно-фильтрационных работ. С целью радиационного контроля питьевой воды в одной пробе определен уровень и и радона. Также была отобрана проба воды на определение органических веществ. Пробы переданы химико-аналитическим лабораториям ООО "Геохим" и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тюменской области". В текущем году проводится камеральная обработка полученных данных.
10. "Переоценка запасов пресных подземных вод с целью водоснабжения с. Ивановка Уватского района Тюменской области".
Для выполнения работ заключен контракт от 04.12.2013 № 70 ОК/13, исполнитель работ по контракту - ГУП ТО ТЦ "Тюменьгеомониторинг".
Основные геологические задачи данного мероприятия:
- оценка геолого-гидрогеологической изученности целевого водоносного горизонта в Уватском районе;
- оценка имеющейся информации и фактического материала для переоценки запасов подземных вод;
- уточнение расчетных гидрогеологических параметров;
- регистрация работ по геологическому изучению недр в Управлении по недропользованию Тюменской области;
- сбор, анализ и систематизация имеющейся геологической, гидрогеологической и гидрохимической информации по ранее выполненным исследованиям;
- рекогносцировочное обследование территории водозабора с целью оценки ее санитарного состояния и всех изменений, произошедших с момента разведки;
- опытно-фильтрационные работы;
- гидрохимическое опробование добываемых подземных вод.
Проведено обследование территории оцениваемого участка недр путем визуального осмотра водозаборной площадки и прилегающей к ней территории. Пробы воды из скважины были отобраны в начале откачки и на завершающем этапе опытно-фильтрационных работ. Всего было отобрано 2 пробы на полный химический анализ. С целью радиационного контроля подземной воды отобрано по 1 пробе на определение уровня и и радона. Еще 1 проба отобрана на определение органических веществ (, B, Y-ГХЦГ (линдан), ДДТ, 2,4-Д).
В настоящее время проводится камеральная обработка полученных материалов и результатов исследований.
11. "Инженерно-геологическое обследование оползневых процессов берега р. Тюменка".
Для выполнения работ заключен контракт от 07.10.2013 № 72 ЕП/13, исполнитель работ - ГУП ТО ТЦ "Тюменьгеомониторинг". Работы по контракту выполняются.
В рамках задачи "Обеспечение охраны и рационального использования недр Тюменской области" осуществлялись следующие мероприятия.
1. Мониторинг недропользования и охраны недр Тюменской области.
Для выполнения мероприятия заключен контракт от 01.04.2011 № 50 ОК/11, исполнитель работ по контракту - ООО "СибГеоПроект". В 2013 году выполнены работы по актуализации "Системы мониторинга недропользования". По состоянию на 01.12.2013 реестр действующих лицензионных участков составил 603 единицы, в том числе по видам ресурсов:
- углеводородное сырье - 40 ед.;
- общераспространенные полезные ископаемые, включая агрохимическое сырье - 165 ед.;
- пресные подземные воды - 370 ед.;
- минеральные подземные воды - 28 ед.
Обновлены данные по лицензионному фонду, на основании которых подготовлены обзорные карты недропользования по районам Тюменской области. Всего подготовлено 22 карты.
Сбор и актуализация информации в "Системе мониторинга недропользования" по лицензионным участкам выполнены в соответствии с изменениями, произошедшими за период с 01.12.2012 по 01.12.2013:
1) углеводородное сырье - выдано 9 лицензий, внесены изменения в условия 14 лицензионных соглашений, переоформлено 2 лицензии;
2) общераспространенные полезные ископаемые, включая агрохимическое сырье - выдано 13 лицензий, внесены изменения в условия 155 лицензионных соглашений, досрочно прекращено пользование недрами по 18 лицензиям, истек срок действия 21 лицензии, приостановлено право пользования недрами по 1 лицензии, переоформлено 2 лицензии;
3) пресная подземная вода - выдано 83 лицензии, внесены изменения в условия 72 лицензионных соглашений, досрочно прекращено право пользования недрами по 20 лицензиям, истек срок действия 61 лицензии;
4) минеральная подземная вода - выдана 1 лицензия, внесены изменения в условия 6 лицензионных соглашений. Истек срок действия 1 лицензии;
Внесены изменения в условия 247 лицензионных соглашений. Досрочно прекращено право пользования недрами по 38 лицензиям, в том числе по видам ресурсов:
- общераспространенные полезные ископаемые, включая агрохимическое сырье - 18 лицензий;
- пресная подземная вода - 20 лицензий.
Истек срок действия:
- 21 лицензии на общераспространенные полезные ископаемые, включая агрохимическое сырье;
- 61 лицензии на пресные подземные воды;
- 1 лицензии на минеральные подземные воды.
По состоянию на 01.12.2013 актуализирована информация по особо охраняемым природным территориям (далее - ООПТ).
Общее количество ООПТ регионального значения Тюменской области на 01.12.2013 составляло 95 объектов, в том числе:
- государственных природных заказников - 36;
- памятников природы - 58;
- экологических полигонов - 1.
2. Ликвидация бесхозяйных, аварийных, выполнивших свое назначение скважин.
Для реализации мероприятия заключен контракт от 15.09.2011 № 53 ЭА/11, исполнитель работ по данному контракту - ООО "Региональное управление буровых и водохозяйственных работ", а также контракт от 11.09.2012 № 59 ЭА/12, исполнитель работ по данному контракту ООО "Заря".
По результатам первичного обследования (первичная инвентаризация), проведенного в период 2003 - 2004 годов, сформирован перечень из 502 бесхозяйных аварийных скважин, подлежащих первоочередной ликвидации. В целях охраны недр и для обеспечения экологической безопасности жителей области эти скважины ежегодно ликвидируются как несущие реальную опасность случайного или намеренного проникновения через их устья загрязняющих или токсичных веществ в питьевые водоносные горизонты.
За период 2005 - 2012 годов ликвидирована 381 скважина, из них в 2012 году - 214 скважин.
В 2013 году ликвидирована 161 скважина в Абатском, Армизонском, Бердюжском, Викуловском, Голышмановском, Заводоуковском, Сладковском, Сорокинском, Юргинском, Армизонском, Казанском районах.
Поиск бесхозяйных, аварийных скважин проводился на местности, по картам фактического материала и по географическим координатам с использованием навигаторов.
При проведении обследования аварийных скважин определялось их техническое состояние, измерялась высота оголовков колонн, глубина скважин и уровней подземных вод. Глубина скважин замерялась уровнемером с утяжеленным грузиком. Глубина статического уровня подземных вод в скважинах замерялась электроуровнемером УСК-ТЭ-150. Высота и диаметр оголовка замерялись рулеткой с ценой деления 1 см. Также при обследовании скважин велась фотосъемка.
В процессе производства работ по ликвидации скважин выполняются следующие операции, предусмотренные проектом по ликвидации скважин: подготовка площадки под буровую установку; монтаж и демонтаж бурового агрегата; извлечение посторонних предметов из ствола скважины; разбуривание песчаной пробки; чистка проволочными щетками и гидроершом; промывка и откачка воды из скважины; дезинфекция скважины хлорной известью; засыпка песком (гравием) фильтровой части скважины; тампонаж ствола глинисто-песчаной смесью, заделка устья цементно-песчаной смесью; разработка шурфа над устьем скважины размером 1 x 1 x 1 м3; обрезка труб обсадной и фильтровой колонн на глубине 0,8 м; приварка металлической заглушки (крышки); засыпка шурфа; устройство бетонной плиты на устье; установка репера. По завершении ликвидационных работ проводится рекультивация территории вокруг устья всех скважин.
Камеральные работы проводились в полевой период и после его окончания. В полевой период проводилась текущая обработка материалов, полученных в ходе обследования технического состояния скважин. Планы-наряды были составлены на каждую скважину. По завершении полевых работ были составлены и подписаны акты о ликвидационном тампонировании скважин и акты о проведении рекультивации земли вокруг скважин.
За ходом выполнения работ по ликвидации скважин осуществлялся внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществлялся представителями уполномоченного органа исполнительной власти Тюменской области. Внутренний контроль осуществлялся специалистами подрядных организаций.
3. Разработка и внедрение модуля "Мониторинг результатов проведения проверок и устранения выявленных нарушений".
Для выполнения работ заключен контракт от 27.11.2012 № 61 ОК/11, исполнитель работ по контракту ООО - "СибГеоПроект".
Целью работы является научно-аналитическое и информационное обеспечение органов государственного управления Тюменской области сведениями по результатам проведения проверок и административных расследований.
В 2013 году разработан модуль "Мониторинг результатов проведения проверок и устранения выявленных нарушений" (далее - Модуль). Модуль интегрирован с информационно-аналитической "Системой мониторинга недропользования" на основе совместного картографического проекта. Проведены учебно-консультационные семинары по работе с Модулем.
4. Инвентаризация и определение состояния скважин на пресную и минеральную воду.
Для выполнения мероприятия заключен контракт от 24.04.2013 № 62 ОК/12, исполнитель работ по контракту - ГУП ТО ТЦ "Тюменьгеомониторинг".
Данное мероприятие в 2013 году проводилось с целью:
- создания условий для обеспечения населения питьевой водой нормативного качества;
- обеспечения населения информацией о состоянии окружающей среды в Тюменской области;
- разработки рекомендаций по обеспечению экологической безопасности Тюменской области, в том числе о возможности дальнейшего использования выявленных бесхозяйных скважин для питьевого водоснабжения населения либо их ликвидации, в том числе в первоочередном порядке;
- учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду посредством инвентаризации водозаборных скважин на пресную воду.
В 2013 году проведены следующие основные работы:
- обследование водозаборов, работающих на неутвержденных запасах пресных и минеральных подземных вод (при наличии лицензии на добычу воды);
- выявление потенциальных источников антропогенного загрязнения подземных вод;
- выявление и учет недропользователей, добывающих воду без лицензии;
- выявление бесхозяйных скважин с оценкой технического состояния и возможности их дальнейшего использования с установлением владельцев бесхозяйных источников водоснабжения;
- выявление и обследование глубоких скважин на минеральную воду;
- составление реестров водозаборных скважин;
- составление перечней бесхозяйных скважин;
- создание цифровых моделей карт масштаба 1:100 000.
В 2013 году инвентаризация проведена на территориях Нижнетавдинского, Исетского, Сладковского, Казанского районов, в рамках которого было обследовано 323 скважины на пресную воду.
Из 323 скважин:
1) по 98 скважинам (98 водозаборам) установить недропользователей не удалось (на момент обследования 49 скважин эксплуатировались для водоснабжения населения Нижнетавдинского района). По данным администрации Нижнетавдинского муниципального района, эти скважины находятся на балансе сельских поселений Нижнетавдинского муниципального района. Данные скважины именуют как "шахтные колодцы" или "скважины малого дебита". Большая часть скважин была пробурена в 2012 - 2013 годах для целей водоснабжения населения Нижнетавдинского района, учетные карточки и паспорта на них отсутствуют. Остальные 49 скважин, которые не были отнесены к числу "скважин с малым дебитом", также эксплуатируются для нужд населения;
2) по 134 скважинам установлены недропользователи (из них 50 скважин (37,0%) эксплуатировались 14 недропользователями на участках распределенного фонда недр, 84 скважины (63,0%) эксплуатировались 20 недропользователями при отсутствии разрешения на добычу подземных вод;
3) 91 скважина по техническому состоянию была отнесена в разряд бесхозяйных (61 скважина стала бесхозяйной вследствие ликвидации предприятий-недропользователей, 15 скважин были выявлены первично в 2013 году и 15 скважин - из числа ранее обнаруженных при первичной инвентаризации (2003 - 2004). Следует отметить, что в число ранее обнаруженных скважин (15) не вошла скважина, которая на момент первичной инвентаризации в 2003 - 2004 годах являлась бесхозяйной. В настоящее время она эксплуатируется ОАО "Ирюм" и в дальнейшем недропользователь оформит лицензию на право пользования недрами).
На территории Исетского муниципального района было обследовано 48 водозаборов с общим количеством скважин 86, а также 36 бесхозяйных скважин и 6 скважин, пробуренных на минеральную воду. Из 86 скважин 76 (38 водозаборов) эксплуатировались 15 недропользователями, по 10 скважинам недропользователей установить не удалось. Из 15 установленных недропользователей 8 осуществляли водоотбор посредством использования 34 скважин (18 водозаборов) на основании лицензии, 42 скважины (20 водозаборов) эксплуатировались 7 недропользователями без лицензии. На 13 водозаборах (23 скважины) 7 недропользователей утвердили запасы подземных вод. По техническому состоянию обследованные 86 скважин распределены следующим образом: 65 - рабочие, 16 - резервные, 1 - на консервации и 4 скважины технически неисправны.
На территории Нижнетавдинского района обследовано 132 водозабора (146 скважин), а также 47 бесхозяйных скважин. Из 146 скважин 58 скважин (44 водозабора) эксплуатировались 19 недропользователями, по 88 скважинам недропользователи не установлены. Из 19 установленных недропользователей 13 недропользователей эксплуатировали 42 скважины (37 водозаборов) без лицензии. На 7 водозаборах, включающих 16 скважин, 6 недропользователей производили добычу подземных вод на основании лицензии. По техническому состоянию обследованные 146 скважин распределены следующим образом: 121 - действующая, 20 - резервных, 5 - на консервации.
В Сладковском и Казанском районах водоснабжение населения производится в основном за счет поверхностных вод, поэтому водозаборов на участках недр с неутвержденными запасами подземных вод, эксплуатируемых как при наличии лицензии, так и без соответствующего разрешения, не имеется. Всего на территории этих районов было обследовано 8 бесхозяйных скважин и 1 скважина, пробуренная на минеральную воду (Казанский район).
Кроме того, было обследовано 7 скважин, пробуренных на минеральную воду (6 скважин расположены в Исетском муниципальном районе, 1 скважина расположена в Казанском муниципальном района). 3 скважины являются бесхозяйными, в том числе одна работает "на самоизлив", 3 скважины эксплуатируются неустановленными недропользователями, 1 скважина эксплуатируется на основании лицензии.
В результате выполненных работ получены фактические данные, подтверждающие необходимость принятия совместных с федеральными надзорными органами и органами управления государственным фондом недр мер, направленных на соблюдение законодательства о недропользовании в области охраны недр и защиты питьевых подземных горизонтов от истощения.
О результатах обследований проводится информирование глав муниципальных образований, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Тюменской области, Управления по недропользованию по Тюменской области, Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области.
По результатам выполненных работ будет составлен дополнительный перечень бесхозяйных аварийных скважин, подлежащих первоочередной ликвидации, в том числе на 2014 - 2015 годы.
5. Разработка проектной документации, проведение экспертизы проектной документации по объекту "Ликвидация бальнеологической скважины "Заводоуковская Р-1".
Для выполнения работ заключен контракт от 09.11.2012 № 60 ЭА/12, исполнитель работ по контракту - ООО НПЦ "ГеотехРесурс", контракт исполнен.
На проектную документацию получено положительное заключение экспертизы промышленной безопасности и экспертизы Западно-Сибирского филиала ФБУ "Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых". Проектная документация зарегистрирована и утверждена Северо-Уральским управлением федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
6. "Ликвидация бальнеологической скважины "Заводоуковская Р-1".
Аукцион на проведение работ признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, заключение контракта с единственным поставщиком не состоялось в связи с отсутствием исполнителя.
В 2014 году работы по выполнению данного мероприятия будут продолжены.
7. Организация и проведение конкурса профессионального мастерства "Славим человека труда!" Уральского федерального округа в 2013 году по номинации "Лучший оператор по добыче нефти и газа".
Для выполнения работ заключен договор, исполнитель работ по договору - ООО "ПРО-офис".
Средства областного бюджета направлены на выплату призов победителям конкурса.
В результате реализации Программы в 2013 году:
1. Доля месторождений (участков недр) водоснабжающих организаций и индивидуальных предпринимателей с оценкой (переоценкой) и государственной экспертизой запасов пресной подземной воды, используемой для питьевого водоснабжения населения, выполненной за счет государственной поддержки в форме субсидии, в общем количестве месторождений (участков недр), на оценку (переоценку) запасов пресной подземной воды, которых водоснабжающие организации имеют право получения государственной поддержки в форме субсидии, составила 62,5% при плановом годовом значении 85,2%. Недостижение планового значения показателя обусловлено тем, что при прогнозном количестве 32 обращения, фактически для получения государственной поддержки в форме субсидии на оценку (переоценку) и государственную экспертизу запасов пресных подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения, было направлено 21 заявление.
2. Фактическое значение уровня обеспечения требуемой потребности населенных пунктов Бердюжского, Уватского, Юргинского районов и г. Тюмени в запасах пресных подземных вод для обеспечения питьевого водоснабжения соответствует плановому и составило 33,0%.
3. Показатель "Доля ликвидированных (законсервированных) бесхозяйных скважин от количества скважин, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке" рассчитывается как накопленный процент ликвидированных скважин от перечня бесхозяйных скважин, подлежащих первоочередной ликвидации, по результатам инвентаризации 2003 - 2004 годов и повторных обследований в 2006 - 2008, 2011 - 2015 годах, с учетом вновь выявленных в отчетном году скважин.
Фактическое значение показателя доля ликвидированных (законсервированных) бесхозяйных скважин от количества скважин, подлежащих ликвидации в первоочередном порядке, составило 86,8% при плановом годовом значении 100,0%.
Недостижение планового значения данного показателя обусловлено тем, что по результатам инвентаризации в 2013 году на территории Нижнетавдинского, Исетского, Сладковского, Казанского районов было выявлено большое количество бесхозяйных скважин.
Фактическое количество ликвидированных в 2013 году скважин соответствует запланированному и составляет 161 скважину.
Доля устраненных в установленные сроки нарушений законодательства в сфере недропользования в общем количестве выявленных нарушений составила 87,5% при плановом годовом значении 86,5%.
4. По предварительным данным, на 01.01.2014 фактическое значение уровня компенсации добычи общераспространенных полезных ископаемых приростом запасов составило 246,0% при плановом значении 217,0%.
В 2014 году реализация Программы продолжается.
Законом Тюменской области от 01.11.2013 № 87 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" на реализацию Программы в 2014 году предусмотрены ассигнования в сумме 86760 тыс. рублей.


------------------------------------------------------------------