Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Тюменской областной Думы от 13.03.2014 N 1805 "Об отзыве на проект федерального закона N 448902-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2014 г. № 1805

ОБ ОТЗЫВЕ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 448902-6
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Рассмотрев проект федерального закона № 448902-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13.02.2014 № 147), решение комитета областной Думы по экономической политике и природопользованию, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
Направить в Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отзыв на проект федерального закона № 448902-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (прилагается).

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 13.03.2014 № 1805

ОТЗЫВ
ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
№ 448902-6 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

По проекту федерального закона № 448902-6 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо отметить следующее.
1. По статье 1 законопроекта:
а) Подпунктом "б" пункта 1 предлагается ввести согласование федеральными органами власти назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление регионального государственного жилищного надзора отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 1 и статье 26.2 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно осуществляют принадлежащие им полномочия.
С учетом изложенного, подпункт "б" пункта 1 статьи 1 предлагается исключить.
б) Пунктом 3 предусматривается осуществление органом государственного жилищного надзора лицензионного контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит лицензированию, при этом государственный жилищный надзор в отношении указанных лиц не осуществляется.
Из действующей редакции проектируемого федерального закона не представляется возможным сделать выводы о том, будет ли предмет лицензионного контроля включать в себя предмет государственного жилищного надзора, в связи с чем в случае совпадения предмета лицензионного контроля и предмета государственного жилищного надзора велика вероятность возникновения трудностей в применении вводимых норм Жилищного кодекса Российской Федерации всеми участниками возникающих правоотношений.
Исходя из изложенного, в проекте федерального закона предлагается сформулировать предмет лицензионного контроля таким образом, чтобы он не дублировал предмет государственного жилищного надзора. Так, возможно указать, что в рамках лицензионного контроля не проверяется деятельность лицензиата по управлению многоквартирными домами, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, лицензионный контроль осуществляется на предмет соответствия соискателя лицензии и лицензиата лицензионным требованиям, необходимым при получении лицензии (наличие материально-технической базы, штат сотрудников, наличие квалификационного аттестата у должностных лиц и т.д.).
в) В пункте 6:
Пункт 5 части 2 проектируемой статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается доработать, поскольку установленное основание для отказа соискателю в предоставлении лицензии ввиду наличия трех и более неисполненных предписаний органа государственного жилищного надзора за календарный год повлечет отказ в предоставлении лицензии большинству крупных управляющих организаций, имеющих больше неисполненных в срок предписаний по сравнению с мелкими управляющими организациями.
Согласно части 3 проектируемой статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагается, что органом государственного жилищного надзора проводятся проверки без согласования с органом прокуратуры, за исключением проведения выездной проверки по основанию, указанному в пункте 4 части 7 настоящей статьи.
При этом пункт 4 части 7 данной нормы предусматривает в качестве оснований для внеплановой выездной проверки обращение органа прокуратуры о проведении внеплановой проверки лицензиата, содержащее сведения о неисполнении и (или) ненадлежащем исполнении лицензиатом ранее направленного ему обязательного для исполнения требования органа прокуратуры.
В связи с изложенным, из части 3 проектируемой статьи 196 слова "за исключением проведения выездной проверки по основанию, указанному в пункте 4 части 7 настоящей статьи" предлагается исключить.
Частью 8 проектируемой статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что продолжительность срока исполнения лицензиатом предписания органа государственного жилищного надзора об устранении нарушений и (или) о принятии мер по их недопущению с указанием срока исполнения предписания составляет два месяца со дня его вынесения.
Вместе с тем, необходимо учесть, что срок выполнения работ по устранению нарушения весьма различен и во многом зависит от вида и объема таких работ, в связи с чем время устранения выявленных нарушений по объективным причинам может составлять более двух месяцев.
Исходя из вышеизложенного, ограничение срока исполнения предписания предлагается не устанавливать.
Часть 9 проектируемой статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается исключить, поскольку согласно статье 4 данного Кодекса, отношения, связанные с привлечением к административной и уголовной ответственности должностных лиц, жилищным законодательством не регулируются.
Невыдача должностным лицом органа государственного жилищного надзора предписания, в случае, если имелись основания для выдачи предписания, является нарушением должностных (служебных) обязанностей. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей установлена Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", кроме того Уголовный кодекс Российской Федерации содержит статью 285, устанавливающую уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.
Часть 5 проектируемой статьи 197 Жилищного кодекса Российской Федерации после слов "(должностным лицам) лицензиата" предлагается дополнить словами "и (или) лицензиату", а также после слов "решения суда о назначении административного наказания" дополнить словами "или постановления о назначении административного наказания, вынесенного органом государственного жилищного надзора".
Кроме того данной частью проектируемой статьи 197 установлено, что в случае, если в течение календарного года должностному лицу (должностным лицам) лицензиата было два раза назначено административное наказание за нарушения, допущенные при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение законного предписания органа государственного жилищного надзора, сведения о таком многоквартирном доме по решению органа государственного жилищного надзора исключаются из приложения к лицензии не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения суда о назначении административного наказания за второе административное правонарушение.
Вместе с тем, установленное требование об исключении из приложения к лицензии сведений о многоквартирном доме не позднее дня, следующего за днем вступления в силу решения суда, практически невыполнимо. Действующее законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанности судов уведомлять административные органы о дате рассмотрения дела, в связи с чем указанный орган, составивший протокол, не располагает сведениями о дате вынесения решения или дате рассмотрения дела по жалобе. Стоит также учесть, что на практике постановления от мировых судей поступают несвоевременно, что также не позволит соблюсти указанные сроки.
В связи с изложенным, положения вводимой в Жилищный кодекс Российской Федерации нормы предлагается существенно доработать, увеличив срок принятия органом государственного жилищного надзора решения об исключении из приложения к лицензии многоквартирного дома либо установить иное событие, наступление которого будет определять начало срока для принятия решения.
В части 1 статьи 198 раздела введенного законопроектом слова "может быть аннулирована" заменить на слово "аннулируется". В связи с тем, что если решение суда вступило в силу, то лицензия аннулируется. Слова "может быть" предполагают неточность исполнения.
Проектируемую статью 199 Жилищного кодекса Российской Федерации предлагается исключить, так как приостановление действия лицензии не исключает обязанности по управлению многоквартирным домом, выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в соответствии с предусмотренной проектом закона частью 2 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 проектируемой статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лицензиата составить и подписать с ресурсоснабжающей организацией акт сверки, подтверждающий состояние расчетов за коммунальные ресурсы. При этом проектом не предусмотрена обязанность составления и подписания акта ресурсоснабжающей организацией с таким лицензиатом, а также не предусмотрена ответственность за невыполнение лицензиатом и ресурсоснабжающей организацией такой обязанности.
В части 3 статьи 200 раздела введенного законопроектом слово ", приостановление" исключить.
Установленный частью 6 проектируемой статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации срок для передачи техдокументации и связанных с управлением многоквартирным домом документов в количестве 10 рабочих дней не соответствует сроку, указанному в части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации - 30 дней до прекращения договора управления. Необходимо устранить данное противоречие.
Проектом федерального закона предусмотрена выдача квалификационного аттестата на 3 года. При этом, не предусматриваются последствия, наступающие после окончания трехлетнего срока, с учетом того, что лицензия бессрочна.
Необходимо также отметить, что в целях эффективного применения положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в редакции проектируемого федерального закона, целесообразно закрепить, что исчисление сроков установленных в днях осуществляется в рабочих, а не календарных днях.
В частях 6 и 7 статьи 200 раздела введенного законопроектом слова ", приостановлено в порядке, предусмотренной статьей 199 настоящего Кодекса," исключить.
2. Статьей 3 законопроекта предлагается дополнить статью 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) новыми частями 2.1 и 3.1, устанавливающими административную ответственность за осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии и осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Вместе с тем, указанная норма КоАП РФ уже содержит аналогичные составы административных правонарушений, так действующая редакция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ идентична по содержанию проектируемой части 3.1.
В связи изложенным, предлагается пункт 2 статьи 3 проекта закона исключить, вместо чего в субъектный состав, установленный частями 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ включить лиц, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.
Предлагается также уменьшить и дифференцировать в зависимости от субъекта ответственности размеры административных штрафов, предусмотренные статьей 3 проекта федерального закона.
Кроме того, представленная проектом закона редакция статьи 14.1 повлечет необходимость дополнения КоАП РФ нормой, определяющей лиц, уполномоченных составлять протоколы по частям 2.1 и 3.1 статьи 14.1 КоАП РФ.
3. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 проекта федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся осуществление лицензирования деятельности по управлению многоквартирным домом, деятельности по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Вместе с тем, изменения вносимые настоящим законопроектом в Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" не в полной мере учитывают положения вышеуказанной статьи, закрепляя соответствующие полномочия и лицензирование деятельности лишь в отношении деятельности по управлению многоквартирным домом, в связи с чем, положения статьи 2 и части 2 статьи 5 проекта закона нуждаются в доработке.
Тюменская областная Дума поддерживает указанный законопроект с учетом высказанных замечаний.


------------------------------------------------------------------