Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Тюменской областной Думы от 18.12.2014 N 2512 "Об информации Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей"



ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. № 2512

ОБ ИНФОРМАЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕАЛИЗАЦИИ
ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ"

Рассмотрев информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей", представленную в областную Думу Вице-губернатором Тюменской области С.М. Сарычевым (письмо от 06.11.2014 № 31/18534д/14-7845), решение комитета областной Думы по бюджету, налогам и финансам, в целях реализации раздела 2 Стратегии деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва, в соответствии с пунктом 32 части первой статьи 28, статьями 31 и 33 Устава Тюменской области областная Дума постановляет:
1. Информацию Правительства Тюменской области о реализации Закона Тюменской области "О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей" принять к сведению (прилагается).
2. Предложить:
- Правительству Тюменской области продолжить работу по совершенствованию применения патентной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей на территории Тюменской области, в том числе по результатам мониторинга правоприменения Закона Тюменской области "О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей";
- Управлению Федеральной налоговой службы России по Тюменской области и органам местного самоуправления муниципальных образований Тюменской области активизировать информационно-разъяснительную работу среди налогоплательщиков по вопросам применения патентной системы налогообложения.

Председатель областной Думы
С.Е.КОРЕПАНОВ





Приложение
к постановлению областной Думы
от 18.12.2014 № 2512

ИНФОРМАЦИЯ
О РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЕ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ"

(представлена в областную Думу Вице-губернатором
Тюменской области С.М.Сарычевым 06.11.2014)

Закон Тюменской области от 27.11.2012 № 96 "О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон) принят в соответствии с положениями главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющими порядок установления и введения в действие патентной системы налогообложения, и вступил в силу с 1 января 2013 года.
1. Согласно данным налоговой отчетности в 2013 году в Тюменской области было выдано 73 патента, в том числе по видам предпринимательской деятельности:
1) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ - 17 патентов;
2) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети - 9 патентов;
3) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом - 7 патентов;
4) ремонт жилья и других построек - 6 патентов;
5) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования - 4 патента;
6) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли - 4 патента;
7) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом - 3 патента;
8) сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, - 3 патента;
9) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству - 3 патента;
10) прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах) - 3 патента;
11) парикмахерские и косметические услуги - 2 патента;
12) услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий - 2 патента;
13) проведение занятий по физической культуре и спорту - 2 патента;
14) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, - 2 патента;
15) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий - 1 патент;
16) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви - 1 патент;
17) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла - 1 патент;
18) услуги по прокату - 1 патент;
19) экскурсионные услуги - 1 патент;
20) услуги по присмотру и уходу за детьми и больными - 1 патент.
Широкий спектр видов предпринимательской деятельности, по которым плательщиками была выбрана патентная система налогообложения, позволяет сделать вывод о том, что налоговая нагрузка, определенная Законом, не завышена и соответствует фактически получаемым индивидуальными предпринимателями доходам.
По итогам 2013 года от налогоплательщиков, применяющих патентную систему налогообложения, поступило 1 176,2 тыс. руб.; в среднем за год стоимость одного патента составила 16,1 тыс. руб., или 1,3 тыс. руб. в месяц.
В 2014 году по состоянию на 01.10.2014 в Тюменской области было выдано 136 патентов, в том числе по видам предпринимательской деятельности:
1) услуги по производству монтажных, электромонтажных, санитарно-технических и сварочных работ - 35 патентов;
2) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, - 18 патентов;
3) ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий - 8 патентов;
4) ремонт жилья и других построек - 8 патентов;
5) услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству - 8 патентов;
6) парикмахерские и косметические услуги - 7 патентов;
7) оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом - 7 патентов;
8) розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, - 7 патентов;
9) проведение занятий по физической культуре и спорту - 5 патентов;
10) услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, - 5 патентов;
11) ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, часов, ремонт и изготовление металлоизделий - 4 патента;
12) сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности, - 4 патента;
13) техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования - 3 патента;
14) прочие услуги производственного характера (услуги по переработке сельскохозяйственных продуктов и даров леса, в том числе помолу зерна, обдирке круп, переработке маслосемян, изготовлению и копчению колбас, переработке картофеля, переработке давальческой мытой шерсти на трикотажную пряжу, выделке шкур животных, расчесу шерсти, стрижке домашних животных, ремонту и изготовлению бондарной посуды и гончарных изделий, защите садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней; изготовление валяной обуви; изготовление сельскохозяйственного инвентаря из материала заказчика; граверные работы по металлу, стеклу, фарфору, дереву, керамике; изготовление и ремонт деревянных лодок; ремонт игрушек; ремонт туристского снаряжения и инвентаря; услуги по вспашке огородов и распиловке дров; услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики; изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов на семейные торжества; переплетные, брошюровочные, окантовочные, картонажные работы; зарядка газовых баллончиков для сифонов, замена элементов питания в электронных часах и других приборах) - 3 патента;
15) оказание услуг по перевозке грузов водным транспортом - 2 патента;
16) услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий - 2 патента;
17) услуги по остеклению балконов и лоджий, нарезке стекла и зеркал, художественной обработке стекла - 1 патент;
18) занятие медицинской или фармацевтической деятельностью лицом, имеющим лицензию на указанные виды деятельности, - 1 патент;
19) услуги по прокату - 1 патент;
20) экскурсионные услуги - 1 патент;
21) услуги уличных патрулей, охранников, сторожей и вахтеров - 1 патент;
22) услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления - 1 патент;
23) ремонт ювелирных изделий, бижутерии - 1 патент;
24) ремонт, чистка, окраска и пошив обуви - 1 патент;
25) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом - 1 патент;
26) изготовление изделий народных художественных промыслов - 1 патент.
Расширение в 2014 году перечня видов деятельности, по которым индивидуальными предпринимателями были получены патенты, свидетельствует о повышении востребованности патентной системы налогообложения.
По состоянию на 01.10.2014 по сравнению с аналогичным периодом 2013 года количество налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, возросло с 61 до 110. При этом более чем в два раза увеличилось количество выданных патентов (136 против 61, из которых 1 патент был отозван в связи с утратой права на применение патентной системы), соответственно, увеличились поступления налога (1 235 тыс. руб. против 637 тыс. руб.).
Положительная динамика показателей обеспечена значительными темпами роста количества налогоплательщиков (в 1,8 раза), количества патентов (в 2,27 раза) и налоговых поступлений (в 1,94 раза), что показывает заинтересованность индивидуальных предпринимателей в приобретении патентов.
2. В 2013 году наибольшее количество патентов выдано в городе Тюмени - 65 патентов (89% от общего количества патентов, выданных в 2013 году). По одному патенту было выдано в городах Тобольске, Ишиме и Ялуторовске, Тюменском, Исетском, Казанском районах, два патента - в Омутинском районе.
Информация по распределению патентов по территориям за 2014 год будет сформирована налоговыми органами по итогам 2014 года.
3. По информации Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области, в 2013 году по результатам рассмотрения заявлений о переходе на патентную систему налогообложения налоговыми органами 13 индивидуальным предпринимателям было отказано в получении патента по причине несоответствия заявленных видов предпринимательской деятельности видам предпринимательской деятельности, переведенным на патентную систему налогообложения, а также несоответствия истребованных сроков действия патента срокам действия патента, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
По состоянию на 01.10.2014 отказано в выдаче патентов 17 индивидуальным предпринимателям по причине наличия недоимки за предыдущий налоговый период.
4. Значимым фактором для развития патентной системы налогообложения в Тюменской области является информирование налогоплательщиков.
Основную информационно-разъяснительную работу среди предпринимателей по вопросам применения патентной системы налогообложения проводят налоговые органы.
Так, по информации Управления Федеральной налоговой службы России по Тюменской области, в 2013 - 2014 годах вышло 14 сюжетов на телевидении в информационных выпусках новостей и специализированной программе "Деньги за неделю" (медиахолдинг "Сибинформбюро"), посвященных вопросам применения патентной системы налогообложения.
Среди индивидуальных предпринимателей распространено более 20 тысяч памяток о порядке и условиях применения патентной системы налогообложения.
В средствах массовой информации в сети Интернет размещено 4 информационных материала, 2 печатные публикации выпущены в газетах "Тюменский курьер" и "Тюменская область сегодня".
5. Важной причиной, оказывающей влияние на недостаточно активное использование индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения, является частичное совпадение сферы применения патентной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности (бытовые, транспортные услуги населению, услуги розничной торговли, общественного питания).
В 2013 году система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для индивидуальных предпринимателей имела большую привлекательность, так как при ее введении представительными органами городских округов и муниципальных районов учитывались особенности осуществления предпринимательской деятельности в разных территориальных зонах. В то же время при введении субъектом Российской Федерации патентной системы налогообложения в соответствии с первоначальной редакцией главы 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации корректировка размера потенциально возможного годового дохода в зависимости от территориальных особенностей осуществления деятельности не была предусмотрена.
Федеральным законом от 21.07.2014 № 244-ФЗ "О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2015 года субъекту Российской Федерации предоставлено право дифференцировать размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от места осуществления предпринимательской деятельности.
Указанное право реализовано Законом Тюменской области от 06.10.2014 № 67 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей".
Дифференциация территорий действия патентов по муниципальным образованиям позволит сбалансировать налоговую нагрузку для индивидуальных предпринимателей при применении патентной системы налогообложения.
С учетом дифференциации территорий действия патентов снизится стоимость патентов для предпринимателей, осуществляющих деятельность в городе Тобольске (на 20%), в городе Ишиме (на 30%), в городах Ялуторовске и Заводоуковске (на 40%), на территориях Тюменского и Уватского муниципальных районов (на 35%), на территориях остальных муниципальных районов (на 50%).
Учитывая указанные изменения, применение патентной системы налогообложения становится перспективным направлением, стимулирующим развитие малого бизнеса, прежде всего в сельской местности.
Важным фактором является взаимодействие исполнительных органов государственной власти Тюменской области с представителями предпринимательского сообщества с целью совершенствования патентной системы налогообложения.
Так, при подготовке проекта закона Тюменской области "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей" были реализованы предложения Торгово-промышленной палаты Тюменской области в части снижения размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода и, соответственно, стоимости патента для наиболее востребованных в социальном плане видов предпринимательской деятельности (услуги по обучению и репетиторству, по присмотру и уходу за детьми и больными, по уборке жилых помещений и ведению домашнего хозяйства, услуги проката).
В отдельную категорию пассажирских перевозок также были выделены услуги такси, при этом размер потенциально возможного годового дохода для таких перевозчиков снижен практически в 4 раза (с 785 тыс. руб. до 200 тыс. руб.), соответственно, уменьшилась и стоимость патента.
Изменения, введенные Законом Тюменской области от 06.10.2014 № 67 "О внесении изменений в Закон Тюменской области "О патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей", вступают в силу с 1 января 2015 года, соответственно, экономический эффект от снижения стоимости патентов можно будет оценить по итогам 2015 года.
В дальнейшем работа по совершенствованию патентной системы налогообложения будет продолжена.
6. Одной из причин недостаточно широкого применения патентной системы налогообложения в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход является невозможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов, уплаченных во внебюджетные фонды.
Федеральным законом от 23.07.2013 № 237-ФЗ "О внесении изменений в статью 22 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 14 и 16 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" с 01.01.2014 уменьшен размер отчислений во внебюджетные фонды.
Новый порядок начисления страховых взносов в зависимости от размера годового дохода обеспечил снижение финансовой нагрузки на предпринимателей, в связи с чем можно ожидать перехода части налогоплательщиков на патентную систему налогообложения.
Дополнительных предложений по совершенствованию федерального и областного законодательства в сфере применения патентной системы налогообложения в настоящее время не имеется.


------------------------------------------------------------------