Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Тюменского областного суда от 29.05.2014 по делу N 3-13/2014~М-29/2014 <Об отказе в удовлетворении заявления прокурора Тюменской области об оспаривании в части Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29.12.2012 N 583-п>



ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 мая 2014 г. по делу № 3-13/2014~М-29/2014

Тюменский областной суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой Н.В.
при секретаре К.В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <.......> по заявлению прокурора Тюменской области об оспаривании в части Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п,

установил:

Прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением об оспаривании в части Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п (в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 13.05.2013 № 146-п, от 12.08.2013 № 329-п, от 10.12.2013 № 544-п, от 22.04.2014 № 198-п) (далее также - Порядок).
В обоснование заявления ссылается на то, что указанный Порядок является нормативным правовым актом. В пункте 4.1 Порядка предусмотрено, что решение о предоставлении лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в разрезе муниципальных районов и городских округов при возникновении оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка. В случае возникновения на момент предоставления жилых помещений указанных оснований более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список. Прокурор полагает, что последнее предложение пункта 4.1 указанного Порядка: "В случае возникновения на момент предоставления жилых помещений указанных оснований более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список" противоречит федеральному законодательству - ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"), положения которого не ставят предоставление жилья детям-сиротам в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений у субъекта РФ, а связывают момент предоставления таким лицам жилых помещений только с достижением ими возраста 18 лет, а также с приобретением ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Прокурор считает, что положения пункта 4.1 Порядка в нарушение императивных положений указанного Федерального закона ставят на региональном уровне реализацию права детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями в зависимость от момента (даты) включения в соответствующий сводный список, а также от наличия прав иных лиц той же категории, определяя последовательность среди равных по правовому статусу лиц, у которых возникло право на предоставление жилых помещений, и устанавливая дополнительные условия для реализации права на жилое помещение граждан; установление на региональном уровне дополнительных условий для реализации права таких лиц на обеспечение жилым помещением (кроме достижения ими 18 лет и приобретения полной дееспособности) выходит за пределы компетенции органов исполнительной власти Тюменской области и противоречит федеральному законодательству. По аналогичным основаниям противоречит требованиям федерального законодательства абзац 5 пункта 4.2. Порядка, в соответствии с которым в случае непредоставления лицом, указанным в пункте 2.1 Порядка, документов, указанных в пункте 4.6 Порядка, необходимых для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в течение 45 календарных дней со дня направления ему письменного уведомления, уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в настоящем абзаце, принимает в отношении такого гражданина решение об отказе в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения без исключения из Списка и сохранением права на обеспечение жильем; готовит и направляет письменное уведомление следующему по Списку гражданину. Содержание указанного абзаца сохраняет противоречащую федеральному законодательству процедуру принятия решения о предоставлении жилого помещения в порядке очередности, поскольку в п. 2.12 Порядка предусмотрено включение лиц, указанных в подпункте "а" пункта 2.1 настоящего Порядка, в Список осуществляется последовательно, исходя из даты и времени поступления в уполномоченный орган заявлений и документов, указанных в пункте 2.3 настоящего Порядка. Прокурор просит признать недействующим с момента принятия: - последнее предложение пункта 4.1 Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29.12.2012 № 583-п (в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 13.05.2013 № 146-п, от 12.08.2013 № 329-п, от 10.12.2013 № 544-п, от 22.04.2014 № 198-п): "В случае возникновения на момент предоставления жилых помещений указанных оснований более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список"; - абзац 5 пункта 4.2 Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29.12.2012 № 583-п (в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 13.05.2013 № 146-п, от 12.08.2013 № 329-п, от 10.12.2013 № 544-п, от 22.04.2014 № 198-п): "- готовит и направляет письменное уведомление следующему по Списку гражданину".
Прокурор прокуратуры Тюменской области С. в судебном заседании заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель Правительства Тюменской области и Губернатора Тюменской области Д., действующая на основании доверенности от <.......> <.......>, в письменном отзыве и в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что на федеральном уровне в настоящее время не существует норм, регулирующих порядок предоставления жилья детям-сиротам. Федеральная норма, которой непосредственно противоречат оспариваемые положения Порядка, отсутствует. Оспариваемые нормы приняты в пределах полномочий и не противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Организация процесса предоставления жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом требований, сформулированных в оспариваемых нормах Порядка, необходима в целях соблюдения, в первую очередь, прав именно этой категории лиц. Регламентирующая процедура направлена на создание условий недопустимости принятия должностными лицами решений по своему усмотрению. Это означает, что исключение из рассматриваемого нормативного правового акта нормы, регулирующей осуществление действий - рассмотрение документов и предоставлении жилья последовательно в порядке, основанном на Списке, - приведет к наличию в тексте документа коррупциогенного фактора.
Выслушав объяснения прокурора прокуратуры Тюменской области С., представителя Правительства Тюменской области и Губернатора Тюменской области Д., исследовав письменные доказательства, оценив нормативный правовой акт в оспариваемой части на его соответствие федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены пп. "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, <.......> Правительством Тюменской области принято постановление № 583-п "Об утверждении Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений", опубликованное в газете "Тюменская область сегодня", <.......> от <.......>.
Впоследствии в данное постановление были внесены изменения и дополнения, в настоящее время оно действует в редакции постановлений Правительства Тюменской области № 146-п от 13 мая 2013 года, № 329-п от 12 августа 2013 года, № 544-п от 10 декабря 2013 года, № 198-п от 22 апреля 2014 года, опубликованных соответственно в газетах "Тюменская область сегодня", № 87 от 24 мая 2013 года, "Тюменская область сегодня", № 180 от 04 октября 2013 года, "Тюменская область сегодня", № 234 от 20 декабря 2013 года, "Тюменская область сегодня", № 73 от 24 апреля 2014 года.
Пунктом 4.1 Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений", утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п (в редакции постановлений Правительства Тюменской области № 146-п от 13 мая 2013 года, № 329-п от 12 августа 2013 года, № 544-п от 10 декабря 2013 года, № 198-п от 22 апреля 2014 года) (далее также - Порядок) предусмотрено, что "Решение о предоставлении лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения принимается уполномоченным органом (органом местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в разрезе муниципальных районов и городских округов при возникновении оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предусмотренных пунктом 3.1 настоящего Порядка. В случае возникновения на момент предоставления жилых помещений указанных оснований более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список".
Пунктом 4.2 Порядка определено, что "Уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд, предназначенный для обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, готовит и направляет письменные уведомления лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, о необходимости предоставить документы, указанные в пункте 4.6 настоящего Порядка, необходимые для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Письменные уведомления направляются заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по последнему месту жительства лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, согласно информации, содержащейся в хранящемся в уполномоченном органе учетном деле лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, а также на почтовый адрес, указанный в заявлении о включении в Список (в случае, если адрес места жительства согласно учетному делу и почтовый адрес, указанный в заявлении о включении в Список, не совпадают).
Решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд, предназначенный для обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, принимается Правительством Тюменской области в форме распоряжения.
В случае непредоставления лицом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, документов, указанных в пункте 4.6 настоящего Порядка, необходимых для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в течение 45 календарных дней со дня направления ему письменного уведомления, уполномоченный орган (орган местного самоуправления - в случае наделения государственным полномочием по принятию решений о заключении договоров найма специализированного жилого помещения) в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока, указанного в настоящем абзаце:
- принимает в отношении такого гражданина решение об отказе в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения без исключения из Списка и сохранением права на обеспечение жильем;
- готовит и направляет письменное уведомление следующему по Списку гражданину".
Прокурором оспариваются положения пункта 4.1 Порядка в части, предусматривающей, что "В случае возникновения на момент предоставления жилых помещений указанных оснований более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список", а также положения абзаца 5 пункта 4.2 Порядка "- готовит и направляет письменное уведомление следующему по Списку гражданину".
При этом прокурор ссылается на то, что оспариваемые им нормы Порядка противоречат положениям статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", которые связывают момент предоставления таким лицам жилых помещений только с достижением ими возраста 18 лет, а также с приобретением ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Прокурор полагает, что содержание оспариваемых правовых норм сохраняют противоречащую федеральному законодательству процедуру принятия решения о предоставлении жилого помещения в порядке очередности.
Однако доводы прокурора о противоречии оспариваемых правовых норм ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" и о создании очередности при принятии уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения являются несостоятельными исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" (далее также - Федеральный закон № 159-ФЗ) законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 30.1 Закона Тюменской области № 137 от 07.10.1999 "О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещения, предоставленных им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области", введенной Законом Тюменской области от 03 октября 2012 года № 78, определено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети (лица), оставшиеся без попечения родителей), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям (лицам), оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Тюменской области в порядке, установленном Правительством Тюменской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Тюменской области по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, Порядок, отдельные положения которого оспариваются прокурором, принят Правительством Тюменской области в пределах предоставленных федеральным законодательством полномочий.
Статьей 8 Федерального закона № 159-ФЗ, которой, по мнению прокурора, противоречат оспариваемые нормы Порядка, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона действительно, не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Однако, оспариваемое прокурором положение п. 4.1 Порядка не содержит указаний об очередности предоставления жилого помещения. Как следует из содержания указанного пункта, он не предусматривает принципа очередности, а предусматривает в качестве основания для принятия решения о предоставлении лицам указанной категории жилого помещения лишь возникновение оснований для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, предусмотренных пунктом 3.1 (достижение ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, иных случаях ранее чем по достижении ими возраста 18 лет, предусмотренных законодательством Тюменской области).
При этом пунктом 4.1 в части, оспариваемой прокурором, предусматривается лишь ситуация, когда на момент предоставления жилых помещений возникают указанные основания (достижение совершеннолетия) более чем у одного лица из указанных в пункте 2.1 настоящего Порядка, и тогда в указанном случае жилые помещения предоставляются последовательно исходя из даты включения указанных лиц в список, однако это обстоятельство само по себе не свидетельствует о создании очередности при принятии уполномоченным органом решения о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, а лишь устанавливает процедуру предоставления жилья в натуре при возникновении указанной выше ситуации.
При таких обстоятельствах не усматривается противоречие оспариваемой нормы (последнее предложение п. 4.1 Порядка) действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Также не противоречит федеральному законодательству и оспариваемое прокурором положение п. 4.2 Порядка в части слов, указанных в абзаце 5 этого пункта: "- готовит и направляет письменное уведомление следующему по Списку гражданину".
Пунктом 4.6 Порядка предусмотрен перечень документов, которые лица, указанные в п. 2.1 Порядка, в обязательном порядке представляют в уполномоченный орган для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Данные документы призваны подтвердить соответствие лиц, претендующих на получение специализированного жилого помещения требованиям, установленным пунктом 1 статьи 8 Федерального закона 21.12.1996 № 159-ФЗ.
В свою очередь, п. 4.2 Порядка устанавливает порядок подготовки и направления уполномоченным органом письменных уведомлений лицам, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, о необходимости предоставить документы, указанные в пункте 4.6 Порядка. В случае непредставления этих документов, необходимых для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в течение 45 календарных дней со дня направления гражданину письменного уведомления, уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня окончания указанного срока:
- принимает в отношении такого гражданина решение об отказе в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения без исключения из Списка и сохранением права на обеспечение жильем;
- готовит и направляет письменное уведомление следующему по Списку гражданину.
Такого рода процедуры, регламентирующие порядок направления уведомлений, не препятствуют реализации вытекающего из статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей" права детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Поскольку само по себе направление либо не направление уполномоченным органом письменного уведомления, указанного в п. 4.2 Порядка, лицам, названным в п. 2.1 Порядка, не препятствует этим лицам при достижении ими совершеннолетия (а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, иных случаях ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет) и представлении в уполномоченный орган обязательных документов, указанных в п. 4.6 Порядка, реализации права, установленного ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ, поэтому оснований полагать, что содержание абз. 5 п. 4.2 Порядка, оспариваемого прокурором, сохраняет процедуру принятия решения о предоставлении жилого помещения в порядке очередности, не имеется.
Данная норма (абзац 5 п. 4.2 Порядка) предусматривает лишь обязанность уполномоченного органа на тот случай, если лицо, указанное в п. 2.1 Порядка, не представит в установленный срок документы, необходимые для предоставления жилья, что не может рассматриваться как создание очередности при решении вопроса о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Иное означало бы допустимость произвольной работы уполномоченного органа в процессе реализации права гражданина на получение специализированного жилого помещения.
При этом необходимо учитывать, что Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (подпункты "а", "ж" пункта 3), утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года № 96, относят необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка, к числу коррупциогенных факторов.
Таким образом, отсутствие в нормативном правовом акте порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка является коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
Сравнительный анализ рассматриваемых положений регионального акта с федеральными нормами приводит к выводу о том, что Правительство Тюменской области осуществило правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий, оспариваемые нормативные положения Порядка основаны на нормах федерального законодательства, не противоречат им, определены с учетом вышеприведенных норм права, и уровень жилищных прав граждан, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей", не снижен, не вызывают оспариваемые нормы и неоднозначного толкования, отвечая общеправовому критерию определенности, ясности, недвусмысленности.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявления прокурора Тюменской области об оспаривании в части Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений, утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п (в ред. постановлений Правительства Тюменской области от 13.05.2013 № 146-п, от 12.08.2013 № 329-п, от 10.12.2013 № 544-п, от 22.04.2014 № 198-п), отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Тюменский областной суд.

Председательствующий судья
Н.В.НЕМЧИНОВА


------------------------------------------------------------------