Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Администрации Ишимского муниципального района от 15.10.2014 N 141 "Об утверждении муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ишимском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ ИШИМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 г. № 141

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ
И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ В ИШИМСКОМ
МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2015 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД
ДО 2020 ГОДА"

Руководствуясь статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 32, 33 Устава Ишимского муниципального района, на основании Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.1996 № 28-ФЗ постановляю:
1. Утвердить муниципальную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ишимском муниципальном районе на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года" согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Ишимского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Считать утратившим силу постановление администрации Ишимского муниципального района от 28.06.2013 № 96 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ишимском муниципальном районе на 2014 - 2016 годы и на период до 2020 года".
4. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2015.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Ломовцева С.Н., заместителя главы Ишимского района.

Глава района
С.Б.ВОТЯКОВ





Приложение
к постановлению администрации
Ишимского муниципального района
от 15.10.2014 № 141

ПРОГРАММА
"ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
В ИШИМСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ НА 2015 - 2017 ГОДЫ
И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА"

г. Ишим 2014 г.

Паспорт программы "Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности в Ишимском муниципальном районе
на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года"

Дата и номер принятия правового акта о разработке Программы
Федеральный закон "Об энергосбережении" от 03.04.1996 № 28-ФЗ; перечень поручений Президента РФ по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г., утвержденный Президентом Российской Федерации 15 июля 2009 г. (Пр-1802ГС)
Дата и номер правового акта об утверждении Программы
Распоряжение администрации Ишимского муниципального района от __________ № ____
Государственный заказчик-координатор Программы
Главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области
Заказчик Программы
Администрация Ишимского муниципального района
Разработчик Программы
Отдел ЖКХ администрации Ишимского муниципального района
Цели Программы
- Повышение энергоэффективности производства всех видов коммунальных ресурсов;
- Снижение энергоемкости потребления ресурсов.
Задачи Программы
- Реализация технических мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности производителями коммунальных ресурсов;
- Реализация организационных мероприятий по стимулированию энергосбережения в бюджетном секторе;
- Реализация организационных мероприятий, направленных на пропаганду энергосбережения населением, организациями, эксплуатирующими жилищный фонд, и иными потребителями
Сроки реализации Программы
2015 - 2020 годы
Объемы и источники финансирования программы
Источники финансирования - областной бюджет
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффекта
- Реализация потенциала энергоэффективности в Ишимском муниципальном районе;
- Снижение энергозатрат, оптимизация и повышение эффективности работы инженерных систем, бюджетной сферы, жилищного фонда;
- Повышение качества предоставляемых коммунальных услуг;
- Повышение уровня осведомленности населения и иных потребителей в области экономии ресурсов, изменение потребительского поведения.

Введение

Согласно статье 4 Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.1996 № 28-ФЗ основными принципами энергосберегающей политики государства являются:
- приоритет эффективного использования энергетических ресурсов;
- осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
- обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетических ресурсов;
- сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
- заинтересованность юридических лиц - производителей и поставщиков энергетических ресурсов в эффективном использовании энергетических ресурсов.
Указанные принципы приняты во внимание при разработке настоящей областной целевой программы.
Наряду с этим, при разработке программы использованы следующие материалы и документы:
1. Перечень поручений Президента РФ по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г., утвержденный Президентом Российской Федерации 15 июля 2009 г. (Пр-1802ГС) в части мер, рекомендуемых органам государственной власти, направленных на повышение энергоэффективности региональной экономики;
2. Проект Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности", принятый в первом чтении 21 ноября 2008 года.
3. Долгосрочная целевая программа "Основные направления развития жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области" на 2009 - 2011 годы, утвержденная распоряжением Правительства области от 28.08.08 № 1175-рп.
4. Материалы отчетов "Энергоэффективность в России: скрытый резерв" ("Исследование практики энергосбережения на российских предприятиях", разработанные Группой Всемирного Банка (World Bank Group) и Международной финансовой корпорации (IFC)).

Раздел 1. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА
ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ,
ИШИМСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ

1.1. Общие положения. Обоснование целесообразности повышения
эффективности использования топливно-энергетических
ресурсов

Российская Федерация является одной из наиболее энергоемких стран мира. Российские потребители тратят в несколько раз больше энергетических ресурсов, как для производства продукции, так и на коммунально-бытовые нужды, чем аналогичные потребители в других странах. Данная ситуация с учетом роста тарифов на электроэнергию, газ и другие ресурсы обуславливает значительную необходимость повышения внимания к проблеме энергосбережения. Низкая энергоэффективность российской экономики - существенное препятствие для экономического роста. По данным Международного энергетического агентства, энергоемкость ВВП России в 11 раз выше, чем в Германии, в 6 раз выше, чем в Канаде, в 4 раза больше, чем в Польше. Уменьшение данного разрыва означает не только прямую экономию для отдельных производителей и потребителей ресурсов, но и повышение конкурентоспособности российских производителей в целом.
Повышение эффективности использования ресурсов - одна из приоритетных задач российской экономики на ближайшие 10 лет в силу ряда причин:
- энергоэффективность - один из важных элементов обеспечения энергетической безопасности как страны в целом, так и отдельных ее регионов;
- высокая энергоемкость снижает конкурентоспособность продукции на внутренних и внешних рынках;
- высокие затраты на выработку ресурсов, связанные с энергоемкостью производства, не позволяют обеспечить инвестиционную привлекательность некоторых отраслей, в особенности жилищно-коммунального комплекса;
- значительные темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные и иные услуги создают неблагоприятные социально-экономические условия для населения и других потребителей. Рост тарифов не позволяет снизить финансовую нагрузку на все группы потребителей;
- недостаточная энергоэффективность является одним из ключевых факторов, влияющих на качество оказываемых услуг потребителям.

1.2. Анализ текущей энергоэффективности производства
и потребления услуг ЖКХ в Тюменской области, оценка
потенциала энергосбережения

1.2.1. Энергосбережение в системах теплоснабжения

На текущий момент отрасль теплоснабжения представляет наиболее широкий потенциал для экономии энергоресурсов. Несмотря на то, что за последние 10 лет достигнуты некоторые результаты в области повышения эффективности теплосетевого комплекса, энергоемкость отрасли является еще достаточно высокой.
Факторы, оказывающие влияние на энергоемкость производства и потребления тепловой энергии, оценка потенциала повышения эффективности:
1. Несоответствие присоединенной тепловой нагрузки фактической установленной мощности теплогенерирующего оборудования, износ, низкий КПД основного и вспомогательного оборудования источников тепла.
В случае наличия установленной теплопроизводительности котельных, значительно превышающую требуемую для отопления подключенных потребителей, наблюдается перерасход топлива, тепла и несоответствие температурных режимов тепловых сетей и зданий нормативным (снижение параметров микроклимата у конечных потребителей, перегрев зданий на начальных участках тепловой сети).
Эксплуатация неэффективного оборудования (котловое, насосное, теплообменное) сопровождается перерасходом электроэнергии, топлива, необходимостью проведения частых ремонтных работ.
Несоответствие диаметров существующих трубопроводов тепловых сетей существующему гидравлическому режиму, а также несоответствие установленного насосного оборудования на источниках тепла требуемым параметрам подключенных тепловых сетей является одним из факторов, влияющих на перерасход энергоресурсов.
Отсутствие средств телемеханики и автоматического регулирования технологических процессов работы теплогенерирующего, насосного оборудования приводит к перерасходу энергоресурсов и необходимости содержания большой численности обслуживающего персонала.
Из-за отсутствия приборного учета энергоресурсов на источниках тепла невозможно получение фактических данных о параметрах их работы, а значит и своевременная организация мер по повышению эффективности функционирования, своевременное определение причин потерь топливно-энергетических ресурсов при транспортировке и их устранение. При оснащении теплоисточников приборами учета станет возможной оптимизация температурных и гидравлических режимов за счет полученных данных о работе системы.

Рис. № 1. Технический потенциал повышения эффективности
котельных



Таблица № 1. Анализ потенциала экономии топлива при
достижении нормативных параметров работы котельных

Наименование МО
Установл. мощность котельных
Расчет. присоед. тепл. мощн.
Фактический годовой расх. топлива
Годовой расход тепла исходя из присоед. мощн.
Годовой расход топлива исходя из присоед. мощн.
Возможная годовая экономия топлива

Гкал/час.
Гкал/час.
тыс. Т.У.Т
Гкал
тыс. Т.У.Т
тыс. Т.У.Т
Ишимский
126,68
38,40
18,459
103727,7
18,111
0,348

Исходя из вышеприведенного анализа, потенциал экономии топливных ресурсов по источникам теплоснабжения Ишимского муниципального района составляет 0,348 тыс. тонн условного топлива в год (2% от фактического годового потребления).

Таблица № 2. Анализ потенциала экономии электроэнергии
при замене неэффективных насосов в котельных

Муниципальное образование
Всего насосов в котельных
Насосы с низким КПД (неэффективные)
Совр. насосы с высоким КПД (в т.ч. импортные)
Уст. мощн. эл/двигателей неэфф. насосов
Расход эл/энергии без замены
Уст. мощн. эл/двигателей после замены
Расход электроэнергии с учетом замены
Экономия электроэнергии в год после замены
Потенциальная экономия затрат на эл/энергию

шт.
шт.
шт.
кВт
тыс. кВт*ч
кВт
тыс. кВт*ч
тыс. кВт*ч
млн. руб.
Ишимский
183
47
136
1410
5922
846
3553
2369
4,03

Исходя из вышеприведенного анализа, потенциал экономии электроэнергии по источникам теплоснабжения района составляет 2369 тыс. кВт*ч в год (40% от фактического годового потребления).

3. Износ тепловых сетей на территории района.
Неудовлетворительное состояние тепловых сетей приводит к тепловым потерям в системах централизованного теплоснабжения и возникновениям аварийных ситуаций.

Таблица № 3. Анализ состояния теплосетевого хозяйства

Наименование МО
Всего по МО
Ветхие (подлежат замене)

км
км
%
Ишимский район
23,40
3,4
14,5

Средневзвешенные потери по системам теплоснабжения района по состоянию на начало 2015 года составляют порядка 5%.

Таблица № 4. Анализ суммарного потенциала
энергоэффективности в системах теплоснабжения района

Наименование МО
Установл. мощность котельных
Расчет. присоед. тепл.мощн.
Фактический годовой расх. Топлива
Годовой нормативный расход тепла исходя из присоед. мощн.
Годовой нормативный расход топлива исходя из присоед. мощн.
Возможная годовая экономия топлива
Возможная годовая экономия тепла
Средний тариф на т/э по МО
Потенциальный годовой экон. эффект

Гкал/час.
Гкал/час.
тыс. Т.У.Т
Гкал
тыс. Т.У.Т
тыс. Т.У.Т
Гкал
руб./Гкал
млн. руб.
Ишимский
126,68
38,40
18,459
103727,7
18,111
0,348
1992,1
716,3
1,43

В соответствии с вышеприведенным анализом, потенциал повышения энергоэффективности по системам теплоснабжения Ишимского муниципального района составляет:
Топливо - 0,348 тыс. т.у.т. в год (2% от фактического годового потребления).
Электроэнергия - 2369 тыс. кВт*ч в год (40% от фактического годового потребления)
Суммарная экономия при выработке и транспортировке тепловой энергии до потребителей, выраженная в денежном выражении, составит 5,46 млн. руб.

1.2.2. Энергосбережение в системах электроснабжения
и наружного освещения

Потребителями значительной части электрической энергии в жилищно-коммунальном комплексе являются системы наружного освещения. Доля затрат, которая приходится на наружное освещение улиц, составляет существенную часть бюджета муниципальных образований.
Качество и уровень энергоэффективности уличного освещения зачастую не соответствует современным требованиям. КПД светильников составляет не более 40 - 50%. Вследствие полного износа светильников и использования низкоэффективных ламп накаливания (светоотдача 15 Лм/Вт) или ртутных ламп ДРЛ (50 Лм/Вт) затраты на эксплуатацию уличного освещения неоправданно велики. Для снижения затрат на электроэнергию и эксплуатацию необходимо реконструировать системы уличного освещения населенных пунктов с использованием энергоэффективных светильников (КПД более 70%) с натриевыми и светодиодными лампами (110 Лм/Вт и более). Данные лампы имеют высокую светоотдачу, существенно превышающую установленную для ртутных ламп ДРЛ, наряду с этим, эксплуатационный срок службы значительно больше ртутных и составляет 28 500 часов и 12 000 часов соответственно.

Таблица № 5. Сравнительная характеристика ламп накаливания,
ртутных и натриевых ламп высокого давления

Параметр
Единица
Значение
измерения
ЛН
ЛН
ДРЛ
ДНаТ
Мощность лампы
Вт
200
300
125
400
100
150
250
400
Время работы
ч/год
3796
3796
3796
3796
3795
3796
3796
3797
Годовое потребление энергии
кВт*ч/год
759,2
1138,8
474,5
1518,4
379,5
569,4
949
1518,8
Светоотдача
кЛм
8,5
4,8
6,2
23,5
10,5
14
28
48
Нормативный срок службы
лет
2,6
2,6
3,1
3,1
7,5
7,5
7,5
7,5
Затраты на электроэнергию в год
руб.
1290,64
1935,96
806,65
2581,3
645,15
967,98
1613,3
2582

Отсутствие эффективных систем управления наружным освещением может свести к минимуму эффект от реализации мероприятий по замене ламп на энергосберегающие. Несоблюдение режимов работы систем уличного освещения приводит к тому, что зачастую светильники работают и в светлое время суток, что является крайне недопустимым. В связи с этим, для повышения энергетической эффективности наружного освещения и сокращения энергетических издержек необходимо внедрение автоматизированных систем управления наружным освещением (АСУ) с применением современных средств телеметрии.
Наряду с вышеуказанными мерами, необходимо отметить целесообразность применения при реконструкции воздушных линий электропередач, скрученных в жгут самонесущих изолированных проводов.

Таблица № 6. Количество светильников в Ишимском
муниципальном районе по типам ламп

Наименование МО
ДНаТ-100
ДНаТ-125
ДНаТ-150
ДНаТ-250
ДНаТ-400
ДРЛ-125
ДРЛ-250
ДРЛ-400
Лампы накаливания
Итого
Тип ламп
ДНаТ (натриевые)
ДРЛ (ртутные)
ЛН

шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
шт.
Ишимский






1740


1740

Таблица № 7. Фактическое годовое потребление электроэнергии
в зависимости от типа ламп, используемых в светильниках

Наименование МО
Фактическое годовое потребление электроэнергии, тыс. кВт*ч/год
Итого

ЛН
ДРЛ-125
ДРЛ-250
ДРЛ-400
ДНаТ-125
ДНаТ-150
ДНаТ-250
ДНаТ-400

ЛН
ДРЛ (ртутные)
ДНаТ (натриевые)

Ишимский
-
-
1 651
-
-
-
-
-
1 651

Таблица № 8. Анализ потенциала энергоэффективности от замены
неэффективных типов ламп по Ишимскому муниципальному району

Наименование МО
Годовое потребление электроэнергии после замены, тыс. кВт*ч/год
Экономия, тыс. кВт*ч/год
Экономия, %
Экономия, млн. руб.
До замены
ЛН
ДРЛ-125
ДРЛ-250
ДРЛ-400
ДНаТ (Сущ.)
ИТОГО
После замены
ДНаТ-100
ДНаТ-100
ДНаТ-150
ДНаТ-250
Ишимский
0
0
991
0
0
991
661
40,0
1,123

Замена неэффективных ламп накаливания и ртутных ламп в системах наружного освещения на территории Ишимского муниципального района позволит реализовать потенциал энергосбережения в объеме 661 тыс. кВт*ч в год, что в денежном выражении составляет 1,123 млн. руб.

1.2.3. Энергосбережение в системах водоснабжения
и водоотведения

В системах водоснабжения и водоотведения основной объем энергоресурсов (электроэнергии) расходуется на подъем и транспортировку воды - обеспечение работы насосного оборудования (насосные станции, скважинные насосы).

Таблица № 9. Характеристика муниципальных систем
водоснабжения

Наименование МО
Кол-во водозаборов, ед.
В т.ч. кол-во скважин, ед.
Кол-во водопроводных насосных станций
Подъем воды
Суммарный расход эл/энергии, тыс. квт/час.

шт.
шт.
шт.
тыс. м3
тыс. кВт*ч/год
Ишимский
46
36
0
253,3
838,1

При этом за счет отсутствия компенсации влияния суточной неравномерности водопотребления насосные агрегаты, подобранные исходя из неких расчетных характеристик (как правило, с запасом по производительности) функционируют с постоянной частотой вращения, без учета изменяющихся расходов, вызванных переменным водопотреблением. Так, к примеру, происходит в ночное время суток, когда потребление воды резко падает.
Адаптация работы насосного оборудования по текущему водопотреблению позволяет получить значительную экономию электроэнергии в процессе эксплуатации систем водоснабжения - от 20 до 60%.
Достижение указанной цели возможно при использовании устройств частотного регулирования электропривода, которые позволяют точно управлять скоростью и моментом электродвигателя по заданным параметрам в соответствии с характером нагрузки. Это, в свою очередь, позволяет осуществлять регулирование практически любого процесса в наиболее экономичном режиме, без тяжелых переходных процессов в технологических системах и электрических сетях.
Внедрение частотного регулирования электроприводов (ЧРП) позволяет:
- повысить надежность работы оборудования и систем;
- улучшить качество производимой продукции и предоставляемых услуг;
- автоматизировать производство;
- экономить ресурсы и энергию.
Наряду с частотным регулированием, замена неэффективного насосного оборудования на скважинах, водопроводных и канализационных насосных станциях, а также установка устройств плавного пуска электродвигателей позволит реализовать дополнительный потенциал энергоэффективности в системах водоснабжения и водоотведения.

Таблица № 10. Потенциал энергоэффективности систем
водоснабжения района

Наименование МО
Расход эл/энергии насосными станциями
Мощность оборудования насосных станций
Расход эл/энергии после модернизации
Экономия электроэнергии
Экономия электроэнергии

тыс. кВт*ч/год
кВт
тыс. кВт*ч
тыс. кВт*ч
млн. руб.
Ишимский
465,6
53
372,5
93,1
0,205

Замена неэффективных насосных агрегатов и внедрение частотных преобразователей в системах водоснабжения района позволит реализовать потенциал энергосбережения в объеме 93,1 тыс. кВт*ч в год, что в денежном выражении составляет 0,205 млн. руб.

1.2.4. Энергосбережение в бюджетном секторе экономики

Нельзя не отметить необходимость принятия мер, направленных на энергосбережение в бюджетном секторе. Бюджетная сфера является значимым потребителем энергоресурсов, на ее долю приходится приблизительно 12% конечного потребления тепловой и 7,5% потребления электрической энергии по Тюменской области.

Рис. № 2. Структура конечного потребления электроэнергии в
общественных зданиях

млн. тнэ.


По Тюменской области суммарный объем отапливаемых помещений бюджетной сферы (образование, здравоохранение, социальная сфера, культура) составляет 1 106,5 тыс. Гкал в год, что составляет 12% от общего отпуска тепловой энергии в Тюменской области.
Образовательные учреждения входят в самую крупную группу потребителей тепловой энергии.
Объекты бюджетной сферы, как правило, весьма энергоемки. По общественным зданиям существует значительный технический потенциал энергосбережения. Значительные объемы энергоресурсов и финансовых средств могут быть сэкономлены за счет мер по повышению энергоэффективности и модернизации зданий бюджетной сферы, за счет налаживания учета и повышения эффективности использования энергоресурсов. На основании оценок показателей энергоэффективности зданий, построенных в последние годы с применением энергосберегающих технологий, данный потенциал может составлять до 49%.
Особую заинтересованность в части внедрения энергоресурсосберегающих мероприятий представляют здания бюджетной сферы, построенные до 1990 года. Сокращение потребления ресурсов данными помещениями позволит значительно снизить расходы бюджетных средств на их обеспечение.

Рис. № 3. Удельное потребление тепловой энергии
в зависимости от года постройки зданий в РФ



Только качественно выполненная полноценная теплоизоляция окон может повысить температуру в помещении на 4 - 5 °C и более, что позволяет обеспечить комфортную температуру в помещении и существенно снизит затраты на энергопотребление. Наряду с этим при использовании энергосберегающих светильников можно сэкономить до 9% всей потребляемой электроэнергии зданиями бюджетной сферы, а также создать благоприятные условия освещения помещений за счет более высокой светоотдачи ламп.

Таблица № 11. Оценка потенциала экономии электрической
энергии зданиями и сооружениями бюджетной сферы

Наименование МО
Количество учреждений, шт.
Годовой объем потребления электроэнергии, тыс. кВт*ч/год
Годовой объем потребления электроэнергии, при реализации потенциала, тыс. кВт*ч/год
Годовая экономия электроэнергии, при реализации потенциала, тыс. кВт*ч/год
Годовая экономия электроэнергии, при реализации потенциала, млн. руб.
Ишимский
67
3 704,70
3 371,28
333,42
0,500

Снижение расхода электроэнергии бюджетными потребителями на 9% позволит получить экономию по району в размере 333,42 тыс. кВт*ч/год. В денежном выражении этот показатель составляет 0,5 млн. руб. в год.

Таблица № 12. Оценка потенциала экономии тепловой энергии
зданиями и сооружениями бюджетной сферы

Наименование МО
Количество учреждений, шт.
Общая площадь отапливаемых помещений, тыс. м2
Годовой объем потребления тепловой энергии, Гкал/год
Расчетный годовой объем потребления тепловой энергии, Гкал/год
Возможная экономия тепловой энергии, Гкал
Возможная экономия тепловой энергии, млн. руб.
Ишимский
67
156,08
39 715,90
29 973,89
9 742,01
6,98

В соответствии с вышеприведенным анализом, потенциал повышения эффективности отопления по бюджетным потребителям Ишимского муниципального района составляет:
Экономия тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение - 9,742 тыс. Гкал/год.
Суммарная экономия при реализации потенциала энергосбережения по теплоснабжению в бюджетной сфере, выраженная в денежном выражении, составит 6,98 млн. руб.
В настоящее время существует ряд барьеров для повышения энергоэффективности в бюджетной сфере, связанных с действующим законодательством, процедурами проведения закупок, нормами бюджетного планирования и взаиморасчетами бюджетными организациями. Основными из них являются следующие:
- Бюджетные организации не могут распоряжаться средствами, сэкономленными в результате снижения энергопотребления;
- Бюджетные организации не могут заключать долгосрочные контракты и контракты с возвратом инвестиций из будущей экономии;
- Процедуры закупок для бюджетных нужд основаны на наименьшей цене заявки, а не на наименьших последующих затратах в течение срока эксплуатации;
- Практическое отсутствие статистической информации и низкий уровень осведомленности бюджетных учреждений о текущей ситуации в области энергосбережения.
У руководителей объектов бюджетной сферы отсутствуют экономические стимулы к экономии энергоресурсов. Учреждения являются лишь пассивным потребителем электричества, воды и тепла. Оплата за предоставленные коммунальные услуги производится из областного или местных бюджетов, в которые закладываются соответствующие расходы, основанные на лимитах потребления энергоресурсов (зачастую завышенных).
Экономическая заинтересованность организаций бюджетной сферы в рациональном использовании энергоресурсов - один из ключевых факторов для реализации потенциала энергосбережения. Для этого необходима разработка механизма использования средств, полученных от экономии топливно-энергетических ресурсов. При этом необходимо предусмотреть возможность использования бюджетными учреждениями средств, полученных от экономии, как для реализации новых энергосберегающих программ, так и для поощрения персонала.

1.2.5. Повышение эффективности потребления энергии
и ресурсов в жилищном фонде

Самыми крупными потребителями тепловой, электрической энергии и других ресурсов в коммунально-бытовом хозяйстве являются жилые дома. При этом рациональный подход к использованию ресурсов потребителями позволяет получить экономию в среднем до 10 - 20%.
Посредством широкой пропаганды и информирования коммунально-бытовых потребителей о мероприятиях, возможных к применению для реализацию потенциала энергосбережения, можно добиться значительных результатов. Пересмотрев привычки потребителей и поведение в повседневной жизни, возможно значительно снизить потребность в энергии.
Область реализации потенциала энергосбережения бытовыми потребителями состоит из следующих мероприятий:
1. Эффективное использование тепловой энергии;
2. Освещение квартиры, применение энергоэкономичных источников света;
3. Экономия энергозатрат при приготовлении пищи;
4. Рациональное использование электробытовых приборов и радиотелевизионной аппаратуры;
5. Экономия воды, устранение утечек сантехнического оборудования;
6. Обязательный приборный учет использования ресурсов.
Экономия электрической энергии:
В жилых домах ежегодно расходуется электроэнергии в объеме, составляющем в среднем 400 кВт·ч на человека, из которых примерно 280 кВт·ч потребляется внутри квартиры на освещение и бытовые приборы различного назначения и 120 кВт·ч - в установках инженерного оборудования и освещения общедомовых помещений. Внутриквартирное потребление электроэнергии составляет примерно 1200 кВт·ч в год в расчете на "усредненную" городскую квартиру с газовой плитой и 2500 кВт·ч - с электрической плитой.
Ежегодно на бытовые нужды расходуется все большая доля ресурсов, значительными темпами растет применение бытовой электротехники.

Таблица № 13. Отпуск электроэнергии в Тюменской области
для нужд населения (источник - данные Росстата)


2013 год
2014 год
% роста
Отпуск электроэнергии по группе "население", тыс. кВт*ч/год
1 121 642
1 164 368
3,8%

Таблица № 14. Потенциал экономии электроэнергии бытовыми
потребителями

Наименование МО
Число многокв. домов
Общая площадь
Годовое потребление электроэнергии
Годовое потребление электроэнергии при реализации потенциала
Годовой Объем экономии электроэнергии
Годовой потенциал экономии средств потребителей

шт.
тыс. м2
тыс. кВт*ч
тыс. кВт*ч
тыс. кВт*ч
млн. руб.
Ишимский
1995
311,1
18 235
16 412
1 824
2,2

Снижение расхода электроэнергии бытовыми потребителями на 10% позволит получить экономию по району в размере 1824 тыс. кВт*ч/год. В денежном выражении этот показатель составляет более 2,2 млн. руб. в год.
Экономия тепловой энергии:
Значительный потенциал повышения эффективности конечного потребления тепловой энергии существует в жилых зданиях. Только на долю зданий приходится более одной пятой всего конечного потребления энергии. Основная составляющая потенциальной экономии энергии в этом секторе может быть достигнута через сокращение потребления тепловой энергии на цели отопления и горячего водоснабжения в системах централизованного теплоснабжения.
Согласно экспертным оценкам, из суммарные потери теплоты, из общего количества тепла, поступаемого в здания для нужд отопления и горячего водоснабжения, распределяются следующим образом:
- до 40% - за счет организованной и неорганизованной инфильтрации нагретого воздуха;
- до 30% - за счет недостаточного сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций;
- до 30% - за счет нерационального расходования горячей воды и нерегулируемого режима эксплуатации систем отопления, несанкционированного отбора горячей воды из систем отопления при отсутствии ГВС в зданиях.

Таблица № 15. Анализ реализации потенциала
энергоэффективности при отоплении и горячем водоснабжении
многоквартирных жилых домов в Ишимском муниципальном районе

Наименование МО
Число многокв. домов
Общая площадь
Годовой расход тепла на теплоснабжение
Годовой расход топлива, при реализации потенциала
Годовой расход тепла при реализации потенциала
Годовая экономия топлива
Годовая экономия тепловой энергии
Средний тариф на т/э по МО
Годовой потенциал энергосбережения на жил. фонде.

шт.
тыс. м2
тыс. Гкал.
тыс. т.у.т.
тыс. Гкал.
тыс. т.у.т.
тыс. Гкал.
руб./Гкал
млн. руб.
Ишимский
1995
311,1
55,23
6,22
35,64
3,42
19,60
716,3
14,04

В соответствии с вышеприведенным анализом, потенциал повышения эффективности отопления по многоквартирному жилищному фонду составляет:
Экономия тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение - 19,6 тыс. Гкал/год.
Суммарная экономия при реализации потенциала энергосбережения по теплоснабжению в жилищном фонде, выраженная в денежном выражении составит, 14,04 млн. руб.
Сводный расчет годовой экономии топливно-энергетических ресурсов от реализации всего комплекса мер, направленных на энергосбережение, приведен в приложении № 1 (не приводится) к Программе.

Раздел 2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Цели Программы:
- повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в Тюменской области, реализация потенциала энергосбережения при производстве и потреблении услуг жилищно-коммунального комплекса, снижение энергоемкости технологических комплексов и ресурсопотребляющих установок у потребителей.
- создание условий для надежного обеспечения населения и экономики Ишимского муниципального района энергоносителями в условиях прогнозируемого роста потребления энергоресурсов.
- перевод жилищно-коммунального комплекса на энергосберегающий путь развития, уменьшение негативного воздействия энергетического хозяйства на окружающую среду.
2.2. Задачи программы:
- реализация государственной энергосберегающей политики в Ишимском муниципальном районе;
- реализация технических мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности работы технологического оборудования инженерных систем и сооружений, сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов;
- реализация технических мероприятий, направленных на повсеместную организацию учета производства и потребления всех видов коммунальных ресурсов;
- реализация организационных и информационных мероприятий, направленных на повышение осведомленности коммунально-бытовых потребителей в вопросах энергосбережения. Формирование мнения потребителей о целесообразности энергосбережения и необходимости применения рационального подхода к использованию всех видов ресурсов;
- реализация организационно-правовых мероприятий по стимулированию энергосбережения в бюджетных учреждениях. Создание заинтересованности бюджетных учреждений в повышении энергоэффективности. Сокращение роста расхода бюджетных средств на оплату за энергоресурсы в бюджетной сфере.
2.3. Сроки и этапы реализации:
Реализация программы планируется на 2015 - 2017 годы и на период до 2020 года.
В целях оптимизации выполнения мероприятий Программы и получения наибольшего эффекта от ее реализации весь комплекс мер разделен на первоочередные и базовые.
В приоритетном порядке предусматривается финансирование первоочередных мероприятий, не требующих значительных объемов капитальных вложений и позволяющих получить наибольший экономический эффект через небольшой промежуток времени.

Раздел 3. ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

3.1. Общие положения

В соответствии с проведенной оценкой существующего потенциала энергоэффективности в Тюменской области, является обоснованной реализация мероприятий, направленных на энергосбережение во многих сферах деятельности.
В связи с различным характером мероприятий, возможных к реализации в рамках настоящей программы, их целесообразно разделить на группы: организационные, нормативно-правовые и технические.
В целях эффективного использования средств, направляемых на реализацию энергосберегающих мероприятий, и получения в ближайшей перспективе максимально возможного эффекта необходимо выделение в технических мероприятиях:
1. Первоочередные малозатратные мероприятия (мероприятия, которые могут иметь значительный эффект при умеренных затратах, финансирование которых будет осуществляться в приоритетном порядке);
2. Базовые мероприятия (основополагающие мероприятия, направленные на устранение первопричин высокой энергоемкости производства и потребления).

3.2. Организационные мероприятия

1. Проведение информационной кампании с привлечением средств массовой информации, направленной на пропаганду экономного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды, применения энергосберегающей бытовой техники и приборов.
2. Организация конкурсов среди предприятий жилищно-коммунальной сферы и организаций, выполняющих функции управления жилищным фондом (управляющих компаний, товариществ собственников жилья и т.п.), на лучший проект по энергосбережению, в целях стимулирования применения энергоэффективных технологий, материалов и оборудования в процессе эксплуатации жилищного фонда.

3.3. Нормативно-правовые мероприятия

1. Разработка и утверждение нормативно-правовых актов, направленных на создание механизма стимулирования организаций и учреждений бюджетной сферы по экономии топливно-энергетических ресурсов и реализации мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности.
2. Разработка и утверждение нормативно-правовых актов, направленных на создание механизма стимулирования промышленных потребителей, субъектов предпринимательства по экономии топливно-энергетических ресурсов и реализации мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, путем предоставления налоговых и иных видов льгот.

3.4. Технические мероприятия

1. Снижение энергозатрат, оптимизация и повышение эффективности работы систем теплоснабжения

1.1. Реконструкция котельных с заменой энергоемкого котлового и вспомогательного оборудования. Наладка оптимальных эксплуатационных режимов тепловых сетей от котельных.
Повышение КПД котельного оборудования (котлы, теплообменное, водоподготовительное оборудование) позволит получить значительный эффект в части экономии расхода топлива и электроэнергии при выработке тепловой энергии.

Таблица № 16. Мероприятия по реконструкции котельных
с заменой основного и вспомогательного оборудования

Наименование МО
Количество муниципальных котельных, шт.
Количество котельных, требующих реконструкции, шт.
Потребность в финансировании до 2020 года, млн. руб.
Ишимский
99
4
61,20

1.2. Замена энергоемкого насосного оборудования котельных ПНС и ЦТП на энергоэкономичное, с высоким КПД.
Значительный потенциал энергосбережения на объектах теплосетевого комплекса можно реализовать за счет замены неэффективно работающего насосного оборудования. При одинаковых технических характеристиках (напор, подача) современное эффективное насосное оборудование потребляет электроэнергии меньше на 30 - 50%.

Таблица № 17. Мероприятия по замене неэффективного насосного
оборудования в системах теплоснабжения

Муниципальное образование
Всего насосов в котельных
Насосы с низким КПД (неэффективные)
Потребность в финансировании до 2020 года

шт.
шт.
млн. руб.
Ишимский
183
47
13,16

1.3. Ликвидация неэффективных котельных.
Мероприятия, направленные на оптимизацию работы систем теплоснабжения, такие как - строительство локальных автономных котельных, перевод на поквартирное отопление потребителей, газификация частных подворий, позволяют отказаться от эксплуатации котельных, характеризующихся значительной степенью износа, работающих с нагрузкой, намного ниже установленной мощности. Как правило, эксплуатация подобных источников тепла сопровождается перерасходом топлива и электроэнергии, значительной себестоимостью тепловой энергии. До 2020 года в Ишимском муниципальном районе планируется ликвидация 1 неэффективно работающей котельной (с. Лариха) в результате перевода на автономное отопление зданий школы, детского сада, сельской администрации, гаража.

1.4. Реконструкция ветхих тепловых сетей с применением современных прогрессивных тепло- и гидроизоляционных материалов.
Реализация мероприятий по реконструкции тепловых сетей позволит исключить сверхнормативные потери тепловой энергии при транспортировке, а также потери теплоносителя при возникновении аварийных ситуаций. Исходя из общей протяженности тепловых сетей в районе, расчетная потребность в ежегодной реконструкции для поддержания тепловых сетей в нормативном состоянии, составляет 0,613 км в год. 3,4 км тепловых сетей являются ветхими и требуют замены (14,5%).
Для достижения к 2020 году нормативного показателя износа тепловых сетей ежегодная потребность в реконструкции составит порядка 1,88 км.

Таблица № 18. Реконструкция тепловых сетей

Наименование МО
Общая протяженность, км
Протяженность ветхих, км
Суммарная потребность в реконструкции до 2020 года с учетом износа, км
Потребность в финансировании, млн. руб.
Ишимский
23,4
3,4
5,8
49,6

1.6. Внедрение систем автоматизации технологических процессов, средств телемеханики и приборного учета на источниках тепла.
Автоматизация производства тепловой энергии позволяет исключить влияние человеческого фактора и тем самым устранить погрешность в регулировании технологических процессов выработки тепловой энергии. Наряду с этим за счет повышения оперативности реагирования системы на изменение температуры наружного воздуха, сокращается расход топлива и электроэнергии на производство тепла. В первую очередь целесообразно оснащение системами телеметрии и автоматизации локальных источников тепловой энергии, следующим этапом необходимо внедрение данных систем на центральных котельных с заменой горелочного оборудования на устройства с возможностью бесступенчатого удаленного регулирования. В качестве приоритетных мер определено внедрение данных систем на котельных городов и районных центрах Тюменской области.
Наряду с внедрением АСУ ТП, оснащение приборами учета источников тепла позволит обеспечить решение следующих задач:
- организация оперативного контроля отпускаемых ресурсов и их потребление абонентами в реальном времени;
- своевременное определение причин потерь топливно-энергетических ресурсов при транспортировке и их устранение;
- существенным уменьшением потерь тепла и воды за счет оперативного реагирования на аварии;
- оптимизация температурных и гидравлических режимов за счет полученных данных при работе системы;
- передача накопленных данных для автоматической подготовки коммерческих отчетов и анализа работы узлов учета.

Таблица № 19. Внедрение АСУ ТП в котельных

Наименование МО
Количество муниципальных газовых котельных, шт.
Количество котельных, охваченных системами автоматизации и контроля, шт.
Количество котельных, планируемых охватить, шт.
Потребность в финансировании до 2020 года, млн. руб.
Ишимский
99
1
59
61,74

2. Снижение энергозатрат и повышение эффективности в системах электроснабжения и наружного освещения

3.1. Реконструкция сетей наружного освещения с заменой неэффективных ламп на энергоэкономичные.
В соответствии с результатами проведенного в разделе 1 анализа, мероприятия по замене устаревших ламп накаливания и ртутных ламп ДРЛ на современные с низким энергопотреблением, позволят сэкономить 17,8 млн. кВт*ч электроэнергии ежегодно, при этом обеспечив более высокую светоотдачу.
Применение при реконструкции воздушных линий электропередач самонесущих изолированных проводов обеспечивает следующие преимущества:
- Уменьшение потерь напряжения и электрической энергии в линиях вследствие снижения индуктивного сопротивления;
- Повышение пропускной способности;
- Снижение материалоемкости опорных конструкций;
- Сохранение электроснабжения при случайных повреждениях опор;
- Сведение к минимуму не учитываемого отбора мощности (хищения электрической энергии) с линии за счет невозможности несанкционированного присоединения нагрузки.

Таблица № 20. Реконструкция сетей наружного освещения
с заменой светильников на энергоэкономичные

Наименование МО
Количество светильников (замена)
Потребность в финансировании до 2020 г.
ДРЛ-125
ДРЛ-250
ДРЛ-400
Лампы накаливания
Тип ламп
ДРЛ (ртутные)
ЛН

шт.
шт.
шт.
шт.
млн. руб.
Ишимский
0
1740
0
0
45,24

3.2. Внедрение автоматизированных систем управления уличным освещением.
Автоматизированные системы управления на основе стандарта передачи данных GSM позволяют сделать наружное освещение легко управляемым, экономичным и оперативным независимо от удаленности объектов, обеспечивают оперативное переключение режимов освещения по графику на уровне сегментов осветительной сети, удаленный контроль и управление до светоточки, а также индивидуальное конфигурирование каждого сегмента. Учитывая преимущества, получаемые от внедрения данных систем, необходимо их внедрение совместно с заменой светильников на энергоэкономичные.

Таблица № 21. Затраты на внедрение автоматизированных систем
управления уличным освещением

Наименование МО
Общее число светильников
Кол-во шкафов управления включением
Потребность в финансировании

шт.
шт.
млн. руб.
Ишимский
1 740
17
15,31

3. Снижение энергозатрат и повышение эффективности в системах водоснабжения и водоотведения

2.1. Установка частотных преобразователей и устройств плавного пуска электродвигателей на насосном оборудовании водозаборов и насосных станций.
Применение регулируемого электропривода позволяет поддерживать постоянное давление заданного уровня непосредственно у потребителя. Широкое применение получил частотно регулируемый электропривод с асинхронным электродвигателем общепромышленного назначения. Частотное регулирование скорости вращения вала асинхронного двигателя осуществляется с помощью частотного преобразователя. Вышеуказанный эффект достигается путем изменения частоты и амплитуды трехфазного напряжения, поступающего на электродвигатель. Таким образом, меняя параметры питающего напряжения, можно делать скорость вращения двигателя как ниже, так и выше номинальной.
Современный преобразователь частоты имеет компактное исполнение, пыле- и влагозащищенный корпус, удобный интерфейс, что позволяет применять его в самых сложных условиях и проблемных средах. Диапазон мощности широк и составляет от 0,18 кВт и более при стандартном питании 220/380 В и 50 - 60 Гц. Практика показывает, что применение частотных преобразователей на насосных станциях позволяет:
- экономить электроэнергию (при существенных изменениях расхода), регулируя электропривод в зависимости от реального водопотребления (эффект экономии 20 - 60%);
- снизить расход воды, за счет сокращения утечек, вызванных превышением давления в магистрали (в среднем на 5%);
- уменьшить расходы на профилактический и капитальный ремонт сооружений и оборудования за счет резкого уменьшения числа аварийных ситуаций, вызванных в частности гидравлическими ударами, при этом ресурс службы оборудования повышается минимум в 1,5 раза.
Применение устройств плавного пуска электродвигателей на канализационных насосных станциях позволит обеспечить мягкий пуск и остановку электродвигателей, а также защиту двигателя от перегрузок, обрыва и короткого замыкания фаз, тем самым существенно возрастет срок службы оборудования, снизится потребление электроэнергии.
Плавные пускатели предоставляют полный набор функций управления пуском/остановом, защитой, измерениями, диагностикой и связи для электропривода. Устройство плавного пуска делает ненужными дополнительные устройства, такие как температурные реле, измерители и устройства связи, что в свою очередь уменьшает число компонентов системы, сокращает место для ее монтажа и упрощает сервис. Все эти свойства приводят к снижению затрат на установку и обслуживание.

Таблица № 22. Затраты на внедрение частотных
преобразователей и устройств плавного пуска
электродвигателей

Наименование МО
В т.ч. кол-во скважин, ед.
Кол-во водопроводных насосных станций
Потребность в установке ЧРП
Потребность в установке ППД
Потребность в финансировании

шт.
шт.
шт.
шт.
млн. руб.
Всего:
907
250
100
395
135,968
Ишимский
36
0
0
14
3,744

2.2. Замена энергоемкого насосного оборудования на энергоэкономичное, с высоким КПД.
Дополнительный потенциал энергосбережения на объектах водоснабжения и водоотведения можно реализовать за счет замены неэффективно работающего насосного оборудования. При одинаковых технических характеристиках (напор, подача) современное эффективное насосное оборудование потребляет электроэнергии на 30 - 50% ниже.

Таблица № 23. Затраты на замену неэффективных насосов
в системах водоснабжения и водоотведения

Наименование МО
Общее кол-во насосов, ед.
Потребность в замене насосов
Потребность в финансировании

шт.
шт.
млн. руб.
Ишимский
36
22
3,888

4. Снижение энергозатрат и повышение эффективности в бюджетной сфере

4.1. Применение современных теплоизоляционных материалов при проведении реконструкции, капитальных и текущих ремонтов зданий. Утепление ограждающих конструкций, оконных и входных проемов.
4.2. Применение современного энергоэффективного оборудования (нагревательные приборы, циркуляционные насосы, теплогенераторы) при реконструкции внутренних инженерных систем.
4.3. Внедрение систем автоматического регулирования и контроля работы оборудования.
4.4. Внедрение приборного учета и контроля использования топливно-энергетических ресурсов и воды.
4.7. Внедрение нетрадиционных источников тепловой энергии для отопления организаций бюджетной сферы.
4.8. Замена неэффективных источников света для освещения помещений и прилегающих территорий на энергоэкономичные.

Таблица № 24. Внедрение энергосберегающих материалов
и технологий на объектах бюджетной сферы

Наименование МО
Количество учреждений, шт.
Общая площадь занимаемых помещений, тыс. м2
Годовая потребность в финансировании, млн. руб.
Ишимский
67
156,08
47,88

5. Снижение энергозатрат и повышение эффективности в жилищном фонде

В целях реализации потенциала энергосбережения в жилищном фонде необходима комплексная реализация с привлечением средств собственников жилья следующих мероприятий:
5.1. Утепление ограждающих конструкций и оконных проемов;
5.2. Реконструкция инженерного оборудования зданий, теплоизоляция трубопроводов;
5.3. Замена оборудования ИТП, автоматизация регулирования расходов теплоносителя, частотное регулирование повысительных и циркуляционных насосов холодного и горячего водоснабжения;
5.4. Внедрение приборного учета и контроля использования топливно-энергетических ресурсов и воды;
5.6. Замена неэффективных источников света в местах общего пользования на энергоэкономичные (светодиодные) с автоматическим управлением.
Реализация указанных мероприятий невозможна без участия средств компаний, осуществляющих функции по управлению жилищным фондом, ТСЖ и иных объединений собственников жилья.

Таблица № 25. Сводный перечень программных мероприятий


Наименование мероприятия
Уровень реализации
Очередность реализации

Организационные мероприятия
1.
1. Проведение информационной кампании с привлечением средств массовой информации, направленной на пропаганду энергоэффективности, экономного потребления топливно-энергетических ресурсов и воды, применения энергосберегающей бытовой техники и приборов.
Администрация района, предприятия ЖКХ, управляющие компании, администрации сельских поселений
Первоочередные
2.
2. Организация конкурсов среди предприятий жилищно-коммунальной сферы и организаций, выполняющих функции управления жилищным фондом (управляющих компаний, товариществ собственников жилья и т.п.), на лучший проект по энергосбережению, в целях стимулирования применения энергоэффективных технологий, материалов и оборудования в процессе эксплуатации жилищного фонда.
Администрация Ишимского МР
Первоочередные

Нормативно-правовые мероприятия
1.
Разработка и утверждение нормативно-правовых актов, направленных на создание механизма стимулирования организаций и учреждений бюджетной сферы по экономии топливно-энергетических ресурсов и реализации мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности
Администрация Ишимского МР
Первоочередные
2.
Разработка и утверждение нормативно-правовых актов, направленных на создание механизма стимулирования промышленных потребителей, субъектов предпринимательства по экономии топливно-энергетических ресурсов и реализации мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности, путем предоставления налоговых и иных видов льгот.
Администрация Ишимского МР
Первоочередные

Технические мероприятия
1.
Снижение энергозатрат, оптимизация и повышение эффективности работы систем теплоснабжения.


1.1.
Реконструкция котельных с заменой энергоемкого котлового и вспомогательного оборудования. Наладка оптимальных эксплуатационных режимов тепловых сетей от котельных.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ
Базовые
1.2.
Замена энергоемкого насосного оборудования котельных ПНС и ЦТП на энергоэкономичное, с высоким КПД.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ
Первоочередные
1.3.
Ликвидация неэффективных котельных.
Администрация Ишимского МР
Базовые
1.4.
Реконструкция ветхих тепловых сетей с применением современных прогрессивных тепло- и гидроизоляционных материалов.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ
Базовые
1.5.
Внедрение систем автоматизации технологических процессов, средств телемеханики и приборного учета на источниках тепла
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ, управляющие компании
Базовые
2.
Снижение энергозатрат и повышение эффективности в системах водоснабжения и водоотведения.


2.1.
Установка частотных преобразователей и устройств плавного пуска электродвигателей на насосном оборудовании водозаборов и насосных станций
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ
Первоочередные
2.2.
Замена энергоемкого насосного оборудования на энергоэкономичное, с высоким КПД.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ
Первоочередные
3.
Снижение энергозатрат и повышение эффективности в системах электроснабжения и наружного освещения.


3.1.
Замена неэффективных ламп наружного освещения на энергоэкономичные.
Администрация района, предприятия ЖКХ, управляющие компании, администрации сельских поселений, сетевые компании
Первоочередные
3.2.
Внедрение автоматизированных систем управления уличным освещением.
Администрация района, предприятия ЖКХ, управляющие компании, администрации сельских поселений, сетевые компании
Первоочередные
4.
Снижение энергозатрат и повышение эффективности в бюджетной сфере.


4.1.
Применение современных теплоизоляционных материалов при проведении реконструкции, капитальных и текущих ремонтов зданий. Утепление ограждающих конструкций.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ, управляющие компании
Базовые
4.2.
Применение современного энергоэффективного оборудования (нагревательные приборы, циркуляционные насосы, теплогенераторы) при реконструкции внутренних инженерных систем.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ
Базовые
4.3.
Внедрение систем автоматического регулирования и контроля работы оборудования.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ
Базовые
4.4.
Внедрение приборного учета и контроля использования топливно-энергетических ресурсов и воды.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ, управляющие компании
Первоочередные
4.5.
Внедрение нетрадиционных источников тепловой энергии для отопления организаций бюджетной сферы.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ
Базовые
4.6.
Замена неэффективных источников света для освещения помещений и прилегающих территорий на энергоэкономичные.
Администрация Ишимского МР, предприятия ЖКХ
Первоочередные
5.
Снижение энергозатрат и повышение эффективности в жилищном фонде.


5.1.
Утепление ограждающих конструкций и оконных проемов.
Организации, управляющие жилищным фондом, население
Базовые
5.2.
Реконструкция инженерного оборудования зданий, теплоизоляция трубопроводов
Организации, управляющие жилищным фондом
Базовые
5.3.
Замена оборудования ИТП, автоматизация регулирования расходов теплоносителя, частотное регулирования повысительных и циркуляционных насосов холодного и горячего водоснабжения.
Организации, управляющие жилищным фондом
Базовые
5.4.
Внедрение приборного учета и контроля использования топливно-энергетических ресурсов и воды.
Организации, управляющие жилищным фондом, население
Первоочередные
5.5.
Замена неэффективных источников света в местах общего пользования на энергоэкономичные (светодиодные) с автоматическим управлением.
Организации, управляющие жилищным фондом
Первоочередные

Раздел 4. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Затраты на реализацию программных мероприятий рассчитываются, исходя из усредненных затрат на реализацию каждого вида мероприятий. Стоимость выполнения работ в процессе реализации мероприятий Программы будет уточняться в соответствии с выполненными проектной документацией, сметными расчетами. Оплата фактически выполненных работ будет производиться в соответствии с фактическим уровнем цен на применяемые материалы, приборы, поправочные коэффициенты на строительно-монтажные работы.
Мероприятия Программы и объемы их финансирования могут быть ежегодно откорректированы с учетом возможностей бюджетов всех уровней.
Комплексная реализация мероприятий по энергосбережению в полном объеме должна производиться исходя из заинтересованности всех участников процесса и включать в себя:
- Средства бюджета Тюменской области;
- Средства бюджета Ишимского муниципального района;
- Инвестиционные ресурсы предприятий и организаций всех форм собственности;
- Средства инвестиционных, производственных программ субъектов электроэнергетики и предприятий жилищно-коммунального комплекса;
- Средства компаний, осуществляющих функции по управлению жилищным фондом, товариществ собственников жилья;
- Средства населения и иных потребителей.

Раздел 5. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОГРАММЫ

Согласно проведенному в разделе 1 настоящей Программы анализу потенциал энергосбережения, возможный к реализации в Тюменской области, способен обеспечить суммарную годовую экономию финансовых средств в объеме 30,486 млн. руб. за счет повышения эффективности использования ресурсов при производстве и потреблении жилищно-коммунальных услуг.
Результатами реализации указанного потенциала являются:
- сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов всеми группами потребителей и поставщиков услуг;
- снижение расходов бюджетов всех уровней и населения на оплату за топливно-энергетические ресурсы;
- повышение надежности и качества предоставления услуг;
- практическое привлечение потребителей к процессу экономии энергоресурсов, повышение культуры производства и потребления.
Сводный расчет экономической эффективности от реализации мер, направленных на энергосбережение по всем видам деятельности приведен в приложении № 2 (не приводится) к Программе.

Раздел 6. ОЦЕНКА НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ФАКТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ

В рамках разработки программы проведен анализ и рассмотрены основные неблагоприятные факторы на пути повышения энергоэффективности в Тюменской области, а также возможные решения - законодательные или организационные инициативы, которые необходимы для устранения данных барьеров.
В качестве основных факторов, способных оказать неблагоприятное воздействие на реализацию областной целевой программы, необходимо выделить следующие:
- Недостаточное осознание значимости повышения энергоэффективности и невысокий уровень осведомленности потребителей, поставщиков услуг. Преодоление данного барьера возможно посредством качественной и четко оформленной информационной политики.
- Отсутствие законодательной и нормативной базы, регламентирующей отношения в области энергосбережения. Действующий Федеральный закон от 03.04.1996 № 28-ФЗ "Об энергосбережении" носит общий, декларативный характер. В качестве первоочередных мер следует отметить закрепление на законодательном уровне нормативной энергоемкости технологических процессов, классов энергоэффективности зданий и оборудования и прочих характеристик. Необходимо ускорение принятия нового Федерального, закона "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности".
- Отсутствие синхронизации между мероприятиями по повышению энергоэффективности потребителями и производителями жилищно-коммунальных услуг. В случае, если сокращение потребления ресурсов и услуг, вызванное реализацией мер по энергосбережению, будет опережать модернизацию и повышение эффективности технологических комплексов предприятий - поставщиков услуг, возможно снижение рентабельности работы последних в результате фактического сокращения поступления финансовых средств, предусмотренных утвержденными тарифами. Для того, чтобы избежать возникновения данного фактора, реконструкция производственных мощностей должна опережать внедрение ресурсосберегающих технологий в системах потребления.
- Влияние мирового финансового кризиса. В результате недостаточного бюджетного финансирования, направленного на повышение энергетической эффективности, в рамках объемов, предусмотренных программой, в результате возможно недостижение плановых показателей программы. В данном случае необходима корректировка программы с учетом фактической возможности бюджетов.


------------------------------------------------------------------